Дефицит рабочих специальностей.

Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня — стирание различий между растущим уровнем общего образования молодежи и ее недостаточной профессиональной подготовкой, что нередко приводит к таким нежелательным побочным явлениям, как дефицит некоторых массовых специальностей, повышенная профессиональная подвижность населения, высокая текучесть кадров на предприятиях. Поэтому реформа общеобразовательной и профессиональной школы выдвигает в качестве важнейшей задачу предоставления всем юношам и девушкам возможности овладеть профессиями с учетом потребностей народного хозяйства и личных наклонностей. С этой целью всемерно развивается система профессионально-технического образования (ПТО) и учебно-производственная сеть отраслей народного хозяйства. Ныне учебным заведениям ПТО отводится ведущая роль в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. В. И. Ленин видел важнейшее предназначение профессиональной школы в том, чтобы дать стране вполне знающего свое дело, вполне способного стать мастером и практически подготовленного к этому столяра, плотника, слесаря и так далее «с тем, однако, чтобы этот «ремесленник» имел широкое общее образование-».



Развитие системы профессионально-технического образования — один из важных факторов повышения эффективности общественного производства. Ведь рабочие, окончившие профтехучилища, как правило, трудятся на 15 % производительнее тех, кто приобрел специальность непосредственно на предприятии. Они почти в 2 раза быстрее своих сверстников повышают квалификацию, активнее участвуют в техническом творчестве. Каждый второй выпускник СПТУ через 2—3 года приобретает смежную профессию. Расчеты показывают, что повышение удельного веса высококвалифицированных работников в общей численности занятых только на один процент обеспечивает рост производительности труда на 0,7—0,8 %, а увеличение доли, например, механизаторов второго и первого класса позволяет повысить производительность труда в сельскохозяйственном производстве на 12—15 %.
Размах системы профтехобразования поистине огромен: в 1960 г. она подготовила народному хозяйству 740 тыс. специалистов, а в 1986 г.— почти 2,6 млн. Ежегодно СПТУ Украинской ССР выпускают около 0,4 млн. дипломированных рабочих. В настоящее время почти 80 % нового пополнения производственных коллективов составляют выпускники профтехучилищ. В скором будущем уровень автоматизации в народном хозяйстве, как отмечалось на XXVII съезде КПСС, возрастет примерно в 2 раза, выпуск вычислительной техники — в 2—2,3 раза, а парк промышленных роботов — в 3 раза. В несколько раз увеличится выпуск станков с числовым программным управлением. Предстоит освоить роторные и роторно-конвейерные линии, гибкие автоматизированные производства. А это значит, что профессия электронщика должна стать массовой.
В учебных заведениях ПТО УССР расширяется подготовка специалистов, которые связаны с отраслями, определяющими технический прогресс. Для изучения основ информатики и вычислительной техники во всех СПТУ открыты кабинеты, оборудованные программированными микрокалькуляторами.
Только за первую половину 80-х годов количество выпускников профтехучилищ УССР возросло на 45 тыс. человек. Прирост трудового пополнения в основном обеспечен за счет подготовки высококвалифицированных рабочих, которым предстоит создавать и эксплуатировать новую технику, автоматизированные производства с применением компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий, монтажников радиолокационной измерительной и специальной аппаратуры. Все больше появляется желающих заняться ремонтом электронного оборудования, стать механиком-ремонтником ЭВМ и т. д. Это позволяет маневрировать рабочей силой по мере производственных надобностей как внутри предприятия, так и в отраслевом и межотраслевом разрезе.
Тем не менее в настоящее время еще недостаточно развернута сеть СПТУ при базовых предприятиях, а также межотраслевых специализированных училищ, готовящих квалифицированных рабочих сложных и интегрированных профессий. На их дальнейшее развитие ориентируют решения февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС.
В целом, как показывает анализ, сеть СПТУ в республике размещена недостаточно равномерно. В Ворошиловградской области одно такое учебное заведение приходится на 25 тыс. жителей, а в Черниговской более чем на 100 тыс. В настоящее время профтехучилища имеют только половина районов республики, а в Ровенской, Крымской, Львовской областях — лишь треть. Для улучшения подготовки сельских кадров во многих регионах на базе крупных колхозов и совхозов созданы сельские СПТУ или их филиалы. Однако в их контингенте еще мало молодежи, направляемой на учебу хозяйствами. В Хмельницкой области, например, в начале двенадцатой пятилетки она составляла всего 10 %.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.