Демократический централизм

Новым содержанием наполняется и вторая сторона демократического централизма — демократия на местах, в трудовых коллективах. Освобождение от детальной регламентации позволяет расширить самостоятельность предприятий и объединений, создать условия для эффективной работы основного звена общественного производства.
Особенно важное значение имеет повышение самостоятельности предприятий и организаций сферы производства товаров народного потребления и услуг, призванных чутко реагировать на запросы потребителей. Для этого в легкой промышленности, например, перестройка экономического механизма направлена на резкое ограничение круга утверждаемых сверху заданий для предприятий. Их планы формируются, прежде всего, на основе договоров с торговыми организациями, которые, в свою очередь, несут ответственность за соответствие своих заказов реальному спросу населения.



Закон о государственном предприятии (объединении), воплощая принципы экономической стратегии партии, закрепляет широкие возможности и большую ответственность трудовых коллективов за результаты деятельности, определяет экономические и правовые условия реализации полного хозрасчета и самоуправления. Но дело не только в перераспределении прав и обязанностей. Опыт показывает, что совершенствование хозяйственного механизма требует развития форм организации производства, перехода от существующего типа отраслевого управления к организационно-экономической структуре, связанной с углублением и расширением форм интеграции, созданием крупных объединений, тесно взаимосвязанных между собой экономическими отношениями.
Важным условием создания механизма социально-экономического ускорения является переход от преимущественно административных методов управления, построенных фактически по типу продразверстки, к экономическим, базирующимся на ленинских идеях продналога.
Догматическая абсолютизация государственной (общенародной) собственности явилась теоретической основой примата администрирования, распространения бюрократизма в ущерб экономическим методам управления, развитию социалистической демократии, социалистического самоуправления. Система централизованной разверстки состоит в том, что средства производства распределяются на основе карточной системы, жесткого фондирования. И задача централизованного планирования при этом сводилась к разработке материальных балансов, на основе которых устанавливалось соответствие между производимой продукцией и потребностями в ней. В результате предприятия лишились самостоятельности, поскольку им централизованно устанавливались плановые задания и соответствующие материальное обеспечение, фонд зарплаты, то есть вся их деятельность строго регламентировалась, планы неоднократно корректировались в интересах, прежде всего, ведомства. Понятно, что в таких условиях о реальном хозрасчете не могло быть и речи. В итоге чисто административные методы управления не учитывали экономические интересы предприятий, нарушали зависимость между вкладом трудовых коллективов и отдельных работников в конечные народнохозяйственные результаты и вознаграждением. Сломать механизм торможения развития экономики — значит, прежде всего, отказаться от администрирования и перейти к экономическим методам управления, в основе которых лежит нормативный способ регулирования экономических отношений. Сегодня партия видит в идеях продналога прогрессивную форму организации хозяйственной жизни, основанную на сочетании и реализации экономических интересов непосредственных участников производственного процесса — трудовых коллективов и отдельных тружеников,— на развитии их инициативы и предприимчивости, трудовой состязательности.
Переход к экономическим методам управления народным хозяйством требует построения экономических отношений на основе договоров между производителями и потребителями, перестройки системы материально-технического снабжения путем оптовой торговли средствами производства, совершенствования системы ценообразования, финансирования и кредитования, выработки действенных противозатратных стимулов, широкого использования финансово-кредитных рычагов, цен и возможностей социалистического рынка для планомерного развития экономики. Тем самым товарно-денежные отношения становятся органическим элементом системы государственного планирования и централизованного управления социалистической экономикой.
XXVII съезд КПСС указал на недопустимость недооценки товарно-денежных отношений в практике планового руководства экономикой. Проблема использования товарно-денежных отношений наряду с проблемами социалистической собственности и экономических форм ее реализации, демократического централизма, социалистической экономической интеграции и научно-технической революции была названа на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук в числе первоочередных.
В исследованиях товарно-денежных отношений длительное время ограничиваются в основном уяснением причин их сохранения в социалистической экономике. Однако вопросы о том, каковы их новая роль и содержание, направления развития и формы применения, оставались без ответа. Выработка учеными-экономистами научно обоснованных рекомендаций по определению наиболее эффективных форм использования в хозяйственном механизме товарно-денежных отношений и рычагов — принципиально важный аспект превращения экономической теории в надежную опору реформы хозяйственного механизма.
Установленные предприятиям задания по поставкам продукции, цены, отчисления от прибыли в бюджет, нормативы образования фонда заработной платы, фондов экономического стимулирования позволяют коллективам полнее раскрыть резервы, разрабатывать планы, обеспечивающие высокие темпы роста производства, значительное повышение его эффективности. Предприятиям предоставлено право самостоятельно реализовать сверхплановую продукцию, неиспользуемые сырье и материалы, оборудование и т. д. Тем самым перед трудовыми коллективами открывается простор для проявления инициативы и предприимчивости.
Ранее, как известно, почти вся сумма прибыли предприятий и объединений изымалась в бюджет, а на их развитие выделялись средства путем бюджетного финансирования. Так, предприятия и объединения Минлегпрома УССР даже в условиях перехода на новые условия хозяйствования из плановой прибыли в 1986 году выплатили в бюджет свыше 1,5 миллиарда рублей, а получили из него ассигнований на свое развитие 38,5 миллиона рублей, то есть 2,6 процента суммы платежей. И в то же время Министерство мелиорации и водного хозяйства республики получило в 1987 году из бюджета средств в 7,4 раза больше по сравнению с платежами, Госагропром УССР — в 3 раза, Минжилкоммунхоз УССР — почти в 2 раза больше средств, чем внесли их в госбюджет.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий