МЕРЫ ВЫНУЖДЕННЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ

Заметки с пленарных заседаний второй сессии Верховного Совета СССР
Гораздо позже, чем обычно, покидали зал заседаний палат Верховного Совета СССР народные депутаты, после того как было наконец-то принято рождавшееся в долгих дискуссиях постановление о неотложных мерах по обеспечению нормального функционирования железнодорожного транспорта и базовых отраслей народного хозяйства. Быть может, кого-нибудь покоробит слово «наконец-то», но мы употребили его не случайно. Дело в том, что, освещая ход пленарных заседаний нынешней сессии советского парламента, мы не однажды ловили себя на мысли: не слишком ли большая дистанция отделяет начало обсуждения какого-либо вопроса от принятия конкретного решения, которого ждут миллионы и миллионы наших соотечественников?
Судите сами. Практически целый день депутаты обсуждали пакет законопроектов, представленных Советом Министров СССР: о собственности, о земле, об аренде и арендных отношениях, о единой налоговой системе, о социалистическом предприятии.


А ведь им по этому вопросу предстояло только определить, принимать ли эти документы к рассмотрению и дальнейшей доработке в комитетах и комиссиях. Или возьмем дискуссию по проекту постановления «Об амнистии оказавшихся в плену у афганской вооруженной оппозиции бывших военнослужащих ограниченного контингента советских войск в Афганистане, которые совершили уголовные преступления». Начатая на утреннем и продолженная на вечернем заседании, она завершилась лишь решением вновь направить проект в соответствующие комитеты и комиссии Верховного Совета — на уточнение и доработку. В те самые комитеты и комиссии, которые создали этот проект, посвятили ему немало времени. Могут сказать, что в комиссиях и комитетах работают десятки человек, а членов Верховного Совета — свыше пятисот. Но ведь никому из депутатов не возбранялось присутствовать на рабочих заседаниях постоянных образований нашего парламента, вносить на том, предварительном, этапе свои предложения, поправки и замечания. А может, как говорили некоторые депутаты, комиссии и комитеты порой не в полном объеме использовали свое право привлекать к работе любых специалистов, экспертов, консультантов?
На трех заседаниях возвращались народные депутаты к вопросу о нормализации положения на транспорте и в базовых отраслях народного хозяйства, пока не приняли то постановление, с которого мы начали эти заметки. Безусловно, решение такого вопроса не терпит торопливости и опрометчивости. Но чрезвычайная ситуация, сложившаяся в ряде регионов, в частности на Закавказской железной дороге, требовала от депутатов, наверное, большей собранности и оперативности.
Здесь, пожалуй, уместно вернуться к обсуждению законопроекта «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Он был одобрен в первом чтении предыдущей сессией Верховного Совета, проходил доработку в комитетах и комиссиях и был представлен для утверждения сессией на утреннем заседании 3 октября. В предыдущем номере мы прервали свой репортаж на начале его обсуждения, когда слово для сообщения уточненных предложений правительства по вопросу обеспечения нормального функционирования транспорта и базовых отраслей промышленности было предоставлено первому заместителю Председателя Совмина СССР Л. А. Воронину. К тому времени в обсуждении законопроекта успел выступить лишь депутат Ю. X. Калмыков. От имени Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка он сказал, что проект закона в основном готов и после постатейного обсуждения Верховный Совет имеет все основания для его принятия. Однако только дискуссия о названии законопроекта длилась достаточно долго и малопродуктивно. Прав, очевидно, был депутат В. И. Кириллов: «Мы втягиваемся в бесплодную дискуссию о заголовке, хотя должны говорить о сути документа». Председательствующий М. С. Горбачев вынужден был поставить вопрос о названии на голосование, чтобы иметь возможность перейти к обсуждению статей законопроекта, не затягивая дело до бесконечности.
Но и это обсуждение было прервано на шестой статье (из 15 предложенных) опять же потому, что не до конца еще продумана сама процедура рассмотрения. В конце концов, остановились на предложении депутата С. Б. Станкевича: поскольку речь идет о таком понятии, как парламентская поправка, все замечания и дополнения следует оформлять письменно, оперативно размножать, вручать депутатам, а также комитетам и комиссиям, которые разрабатывали законопроект. Это позволит сэкономить время и действительно учесть поправки, заслуживающие внимания.
На этом и завершено пока обсуждение законопроекта «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». К сожалению, опять пока... И вернуться к нему сессия сможет теперь не раньше следующего понедельника.
А теперь, как и обещали, расскажем о постановлении, посвященном сегодняшнему сложнейшему положению на транспорте и в ряде отраслей промышленности. Характеризуя его, М. С. Горбачев, председательствовавший на пленарных заседаниях оба дня, отметил, что эта проблема беспокоит всю страну, поскольку в нынешней острой ситуации появились элементы дезорганизации в работе железных дорог и базовых отраслей. Если не взять сейчас под контроль ситуацию, это может иметь тяжелые последствия. Необходимо в тех случаях, где намечаются или уже возникли перебои, принять безотлагательно конкретные меры.
О сути документа. Он предусматривает принятие решительных мер для пресечения противоправных действий на транспорте. Министерству путей сообщения, Министерству внутренних дел и Министерству обороны предложено обеспечивать в необходимых случаях безопасность работников железных дорог и пассажиров, охрану объектов и коммуникаций. Решено запретить забастовки на транспорте и в базовых отраслях до принятия соответствующего закона. Местные Советы получили право переносить выходные дни, изменять время начала и окончания рабочих смен в соответствии с конкретной обстановкой.
Народный депутат Н. Д. Тутов настоял на том, чтобы было проведено голосование по правомерности предусмотренного постановлением использования армейских подразделений. За привлечение армии высказались 256 депутатов, против 107, а 16 воздержались. Голосуя «за», депутаты руководствовались тем, что эта мера хотя и вынужденная, но необходимая. Сыграло здесь роль и пояснение Н. И. Рыжкова: военнослужащие Советской Армии будут участвовать только в охране особо важных объектов и коммуникаций.
До конца недели депутаты продолжат работу в комитетах и комиссиях Верховного Совета. Есть время и осмыслить прошедшие пленарные заседания. Все ли шло так, как задумывалось? Что получалось и не получалось? Всегда ли была на высоте культура парламентской работы?
Пожалуй, не всегда. Не случайно на одном из заседаний председательствующий, пытаясь погасить не в меру разгоревшиеся страсти, вынужден был бросить в зал: «Товарищи! Мы же не на стадионе. Давайте помнить о культуре в Верховном Совете!» Да, к сожалению, как и в первые дни работы Съезда народных депутатов СССР, как и на многих заседаниях первой сессии, подчас проявлялась нетерпимость к чужому мнению, В этих заметках мы говорили уже о неоправданных затяжках в рассмотрении некоторых вопросов. Видимо, в противовес следует сказать и о столь же неоправданной торопливости. Не однажды в эти дни при обсуждении того или иного законопроекта кое-кто из депутатов говорил примерно следующее: «Давайте, товарищи, примем этот документ, а там посмотрим, жизнь покажет». Но как часто жизнь показывала, что одна лишь непродуманная статья закона или даже одно неточное слово могут вызвать настоящий взрыв негодования в обществе, вывести людей на митинги протеста. Достаточно вспомнить пресловутую «11-прим.» в Указе от 8 апреля 1989 года или формулировки типа «как правило» в Законе о выборах, осложнившие и обострившие не только ход предвыборной кампании, но и работу Съезда народных депутатов СССР...
Словом, нашим избранникам есть о чем подумать, а возможно, и кое-что исправить. Следующие пленарные заседания сессии Верховного Совета СССР состоятся 9 и 10 октября.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий