Необходимость государственной идеи

Столетиями культивируемая в умах и душах чехов, поляков, венгров национально-государственная идея помогла этим народам выстоять в борьбе с немцами и австрийцами, сохранить национальный дух в периоды оккупации. И ныне Чехия, Венгрия, Польша — полноправные члены ЕС, страны с растущим благосостоянием населения и укрепляющейся государственностью. Думая о Венгрии и Чехии, по площади и населению значительно уступающих Украине, я восхищаюсь национальным единством этих народов и уровнем демократической государственности. Например, Венгрия по территории в шесть с лишним раз меньше Украины, а по количеству населения — в четыре раза. И этот маленький гордый народ выдержал многовековую борьбу за независимость и создал свое государство, которому украинцы могут позавидовать. Так почему же Украина, крупная держава с огромными природными ресурсами, большим трудолюбивым населением, талантами в производстве и науке топчется на месте и не смогла за 13 лет создать истинно народную державу? Почему верховная власть все 13 лет наплевательски относилась к украинскому народу и своими преступными действиями подвергла его морально-политическому стрессу в ноябре-декабре 2004 года?!



При выходе из кризисного состояния обновленная национально-государственная идеология для нас будет не менее важна, чем религия в прошлые века. Религия учит народ и власть действовать сообща, следовать принципам справедливости и законности. Обратите внимание: в Чехии, Польше, Венгрии очень много верующих людей занимаются политикой. И вера делает их более совестливыми, терпимыми к другой идеологии при решении межпартийных конфликтов и проблем. Правда, в этих странах нет такого ошеломляющего количества партий, союзов и движений, как в Украине.
Сейчас, сетуя на отсутствие общенациональной идеи, которой бы руководствовалось и правительство, мы забываем, что сама судьба подарила предкам украинцев просто поразительное стечение обстоятельств. Первый этап становления государственности Киевской Руси как раз совпал с принятием ею христианства и распространением православия в славянской народности. Из религии, ее десяти заповедей и черпались основы законодательства Киева и Великого Новгорода. Аналогичный процесс отражения религиозной морали в светской формулировке законов происходил и в отдельных европейских государствах. Наконец, в наше время морально-этические христианские нормы воплотились во многих законах Магдебургского права, европейских кодексах и программах некоторых демократических партий. Например, духом социальной справедливости, уважения и защиты прав человека пронизаны программы германских партий ХДС, СДПГ, шведской и датской социал-демократических партий, которые пользуются огромной популярностью у своих народов. В Германии и Швеции социал-демократы находятся у власти, которая гармонично сочетает с национальными интересами внутреннюю и внешнюю политику. Но самое главное воплощение христианской морали в государственной политике выражено в социальных реформах и преобразованиях последних 25 лет. Эксперты считают, что в Германии и Швеции — самые продуманные и наиболее полно реализуемые законы по защите социальных прав и свобод граждан, высокий материальный достаток, значительный уровень конкретного народного влияния на ход приспособления экономики к требованиям глобализации.
В морали украинцев и в законодательстве тоже отражены христианские принципы, но беда в том, что закон не главенствует над прихотью власти, не служит как следует народу, а является орудием госверхушки для наживы и забором от народного воздействия. Мораль нации и законы разорваны в Украине, в то время как на деле они должны быть соединены в национально-государственной идеологии. В цивилизованном обществе гражданин с моральными принципами (будь он атеист или верующий), честно исполняющий свой профессиональный долг, всегда законопослушен и знает, что при необходимости получит от государства социальную поддержку, не будет брошен на произвол судьбы. Сегодня же в Украине малообеспеченные семьи, безработные, одинокие инвалиды надеются на самих себя, добрых людей и давно разуверились в помощи властей. В связи с этим я вспоминаю из истории, что еще в VI веке в Европе при католических монастырях появились первые больницы для бедняков, бездомных и нищих людей. В небольшом количестве (существовавшие за счет попечительства, благотворительности и скромных отчислений местных властей) до революции были такие больницы и в Украине. Как известно, несмотря на декларативные заявления правительства, сегодня в Украине лечение в основном платное. «Если заболел — хоть помирай», — говорят бедные о современном милосердии властей и здравоохранения. Вот это и есть выражение антинародной идеологии правящей элиты по отношению к простолюдинам.
Кроме морали, образования и искусства, христиане с эпохи Возрождения оставили свой след и в экономике. На основе протестантской этики в Европе возникло свободное предпринимательство — основа современной рыночной системы. При
цивилизованном предпринимательстве соблюдаются защищенные законами принципы равенства возможностей, конкуренции, защиты бизнесмена, партнерства государства и бизнеса разных уровней. А что же происходит в Украине? Коррупция во всех эшелонах власти, запутанная и громоздкая налоговая система, отсутствие цивилизованных рыночных законов сделали партнерами госэлиты только олигархов. А на местах бизнесмены поддерживают связи с властями, МВД, судом и прокуратурой только ради самосохранения. И при этом даже сапожник-индивидуал дает взятки местным чиновникам, чтобы к нему лишний раз не являлись с проверками. Это — бизнес джунглей, когда коммерсанты поддерживают политиков на выборах ради будущей большой выгоды, но никак не по идейным соображениям. То есть эгоизм и корысть власти сегодня привели к тому, что она не имеет обширной идеологической связи, поддержки в бизнес-кругах. В то же время во многих странах, например, в Швеции, в силу давних коммерческих традиций принято поддерживать кандидата на выборах в основном из идейных соображений, хотя есть и свой предпринимательский интерес.
Из сказанного хочу сделать вывод, что национально-государственная идеология — это своего рода аналог религии масс, которая цементирует различные этносы в стране, нацеливает на созидание. На мой взгляд, из-за отсутствия идеологических устоев нашего общества периодически вспыхивают дискуссии по поводу «русского вопроса в Украине» — придания русскому языку статуса государственного. Когда же обществом овладевает единая созидательная цель, например, утверждение своей государственности и упрочение политических позиций среди соседей, то этому устремлению подчиняется и конфликтная проблема языкового сосуществования. И при этом, как правило, главенствующим, титульным становится язык, на котором говорят лидеры нации, их окружение и соотечественники.
В данном случае примером могучего значения идеологии на стадии формирования единого государства из многих этносов является рождение великой империи Чингисхана. Монголы, сплотившие вокруг себя многоплеменную и разнодиалектную рать, сами были немногочисленны, но понимали речь крупных племен. Они увлекли за собой сотни тысяч кочевников и вызвали своеобразное завоевательное переселение народов простой идеей завоевания новых необозримых пространств под пастбища, захвата богатств других стран и народов, возможностью для рядового воина разбогатеть в этом рискованном долгом пути. Такая объединяющая идея прекрасно работала во времена средневековья и феодализма. И Чингисхан создал великую Золотую Орду от Монголии до Адриатического моря. Впоследствии она раскололась, но дух пассионарности (народной энергетичности, призванности проявить себя в истории) монголов и объединившихся вокруг них племен сработал и повлиял на дальнейший ход евразийской истории. То, что национальная идея срабатывает и при деспотиях, абсолютизме, подтверждается колониальными завоеваниями в эпоху великих географических открытий. Тогда именем Бога и короля владыки Испании, Англии, Франции, Португалии призвали в завоевательные походы миллионы бедняков, голодранцев, авантюристов, разорившихся дворян и закоренелых преступников. Подмечу, что большинство из них ненавидели правящую власть, но ринулись на риск ради обретения свободы и богатства на неведомых землях.
Я привел примеры агрессивной экспансионистской пассионарности, когда народное стремление к изменению жизни направлялось на завоевания. Но есть и факты героической борьбы наций за независимость или экономическое процветание как в прошлом, так и в настоящем. Только огромное стремление миллионов бразильцев вырваться из нищеты, историческая неприязнь к диктату США и поступательные реформы правительства позволили Бразилии с 1970-го по 2000 год добиться заметного роста экономики, благосостояния и значительно ослабить зависимость от Вашингтона. Это наглядный результат воплощения созидательной энергии нации и удачного проведения бразильским правительством ряда социальных реформ, в частности по созданию рабочих мест в густонаселенных штатах, повышению пособий бедным семьям и инвалидам, увеличению отчислений на бесплатное начальное школьное образование. В последние годы Бразилия прочно занимает одно из ведущих мест в числе латиноамериканских стран.
За свое место под солнцем в геополитическом регионе с 1991 года борется и независимая Украина. В нашей державе основные социальные проблемы такие же, как и в других странах с переходной рыночной экономикой. Подобные государства тоже пытаются как можно меньше экономически зависеть от сильных соседей. В Украине уже 13 лет не утихают разговоры о скрытой и явной экономической (в отношении энергоресурсов) зависимости от России, о завоевании достойного места на международных рынках, в том числе и европейском, о преодолении бедности и максимальном снижении уровня безработицы, росте зарплаты и благосостояния. Но реализации всех этих замыслов помешал авторитарный уклон власти, отсутствие ее единения с народом. Потому все призывы правых и левых политиков, демократов к всенародному сплочению и прорыву на экономический плацдарм XXI века получали лишь сдержанное одобрение в массах, но не возбуждали в них трудового энтузиазма.
«Проводить новую индустриализацию и надрываться за гроши не желаем! — открыто говорили в народе и добавляли: — Пусть дураки гнут спину на олигархов и заевшуюся власть!» За этими резкими высказываниями улавливается простая народная логика: трудящиеся хотят явного изменения политики власти в их пользу, а потом уже делом ответят на это. Некоторая социализация реформ, административно-документальная поддержка производства и бизнеса сверху стали просматриваться лишь с 2001 года. Объективно следует признать, что только при правительстве В. Януковича экономические легкие страны задышали свободнее, без кризисно-астматических приступов. Власть сверху сделала шаг навстречу требованиям, настроениям народа и взамен получила производственно-трудовую отдачу на выходивших из прорыва предприятиях, в сфере частной инициативы. На мой взгляд, это была реализация малой толики той пассионарности, громадной народной творческо-производственной и предпринимательской энергии, которая имеется в украинской нации. Невиданный рост ВВП в Украине в 2003—2004 годах (до ноября) подтверждает наличие мощного психологически-созидательного потенциала у людей всех национальностей, проживающих в нашей державе. Я заметил, что в период экономического подъема, подорванного скандальной президентской избирательной кампанией, в народе поутихли споры о двуязычии, межэтнической уживчивости и исторических обидах. В поездках по стране и при встречах с десятками людей я видел, как рядом трудятся без косых взглядов друг на друга украинцы, русские, татары, молдаване. Они зарабатывали деньги для себя и своих семей и говорили, что жизнь станет еще лучше, если правительство придаст реформам большую социальную направленность. И одновременно по-прежнему масса людей говорили, что «власть высоко, правда далеко, а мы надеемся на свои руки и умение директора сбывать продукцию». Вот за этими словами явно просматривается требование истинного народовластия, желание целых коллективов участвовать в региональных преобразованиях. Такое же настроение было и у местных депутатов, резко критиковавших центр за постоянные указки, одергивания сверху, отсутствие госсодействия при проведении регионального реформаторства по местным, вполне объективным, проектам. Высшая власть предпочитала реформировать страну сверху, держать на вожжах региональную инициативу. Чем это обернулось, я лично увидел после второго тура выборов на Майдане Незалежности, увидели и услышали по телевидению вся страна и весь мир. Это народная пассионарность, энергия закипела против несправедливости сверху. В декабре 2004 года в Украине создалась ситуация, имеющая два варианта решения: один — судьбоносный в положительном смысле слова, другой — драматичный, с последствиями на многие годы или же навсегда. При первом варианте я вижу вдумчивых, рассудительных вновь избранного президента, парламент и сформированный им Кабмин. Эти структуры на основе документально утвержденной договоренности о действенном сотрудничестве впрямую займутся социальным реформаторством. Согласно этой социальности любая реформа или указ, закон, поправка к нему (будь то даже экономическое соглашение с далекой страной) будут подписываться и проводиться исключительно в интересах нации, ее благополучия, укрепления государства, но никак не в пользу корпоративности. Только таким образом государство сможет направить в созидательное русло созревшую за годы исканий и ошибок энергию пассионарности нации и тем самым завоевать народное доверие и поддержку. Реализация государством цивилизованных свобод человека, его законных прав и личных ценностей, участие общества в управлении державой станут реальным шагом по пути возрождения Украины.
Второй вариант видится мне мрачным и кощунственным по отношению к свободе выбора народом своей судьбы. Если новый президент и правительство продолжат маскировать полуавторитаризм под подписанную в декабре 2004 года политреформу и будут проводить преобразования ради государственной экономики, а не ради миллионов тружеников и нуждающихся людей, то недовольство верховной властью проявится на двух флангах: на западе и востоке Украины. Резкие заявления и критика с двух сторон в адрес госверхушки звучали со времени конфликтных выборов президента. Очередной всплеск народного недовольства и гнев за неоправданные надежды могут вылиться в раскол Украины. Я не считаю такой драматический шанс слишком реальным, поскольку верю в рассудительность лидеров востока и запада Украины, в чувство народного единства по обе стороны Днепра-Славутича. Но, как говорят опытные военные, «всегда надо учитывать худший вариант, не сбрасывать его со счетов и быть готовым избрать его». Самое лучшее — уже сейчас на уровне парламента не допускать развития отрицательных гражданско-политических явлений. От Верховной Рады, степени ее мудрости в данные месяцы, в течение 2005—2006 годов будет зависеть невероятно много: быть Украине передовой, крепкой державой XXI века или нет. Станут ли наши дети благодарны отцам за выдержку и рассудительность при принятии верных решений или...
Словом, для украинской нации сегодня первостепенное значение имеют два важнейших принципа: во-первых, следование властей ярко выраженным в народе настроениям и требованиям; во-вторых, точное философско-политическое формулирование почти созревшей в массах обновленной национально-государственной идеи, явно жизнеспособной в XXI веке.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий