ОДОБРЕНО В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

Заметки с пленарных заседаний сессии Верховного Совета СССР
Девять дней в ходе второй сессии нашего парламента работали народные депутаты на совместных заседаниях Совета Союза и Совета Национальностей. Мы более или менее подробно рассказывали о содержании этой работы в отчетах, и потому сегодня, видимо, нет смысла вновь возвращаться к дискуссиям, разворачивающимся по поводу тех или иных законопроектов и постановлений. Отметим только: напряжение дебатов возрастает от заседания к заседанию. И это можно понять. Сделать до окончания работы сессии предстоит еще очень и очень много. Напомним, что в качестве первоочередных в повестку дня включены девятнадцать вопросов. Да еще пятнадцать — в части «другие вопросы».



Наверное, не случайно председатель Комитета Верховного Совета СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка С. С. Алексеев уже дважды на этой неделе говорил о своей тревоге по поводу некоторой затяжки в рассмотрении и принятии крупных решений. Здесь, пожалуй, уместно вспомнить высказывание еще одного депутата — электросварщика из Актюбинска В. Н. Фоминых, который настаивал на необходимости разработать четкий механизм практической реализации принимаемых Верховным Советом СССР законов. Но не забегает ли депутат несколько вперед? Ведь многие его коллеги считают (и тут с ними трудно не согласиться), что пока еще не отработан до конца и механизм самого принятия законов.
Например, в какой последовательности следует утверждать в самом ближайшем будущем пакет важнейших экономических законов, действие которых обеспечит гарантии необратимости перестройки: о собственности, о земле, об аренде и арендных отношениях, о единой налоговой системе, о социалистическом предприятии, об общих началах руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках. И наконец — об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства. Вопрос не праздный, потому что уже предварительное обсуждение показало теснейшую взаимосвязь этих правовых актов.
Можно ли, скажем, говоря об аренде или налогах, обойти вопрос о предприятии? Или, решая вопрос о земле, не коснуться проблем управления экономикой республик и местного самоуправления? И наконец, обсуждая все это вкупе, никак нельзя уйти от вопроса о собственности. Скорее всего, этой логикой и продиктовано предложение некоторых депутатов утверждать основополагающие экономические законы одновременно, чтобы была возможность четко соотнести их взаимосвязанные положения. К сожалению, пока что не все законопроекты были рассмотрены на сессии даже в первом чтении. В ряде их содержатся внутренние противоречия, нестыковки с «соседями по пакету», на которые уже и указывали в ходе обсуждения многие депутаты. Так что доработка в комитетах и комиссиях Верховного Совета предстоит серьезная, кропотливая, требующая немало времени.
А между тем, хотя сессия и подошла вплотную к своему экватору, большинство намеченных вопросов еще не удалось рассмотреть. И среди них такие, как законы о пенсионном обеспечении, об изменениях и дополнениях к Конституции СССР по вопросам избирательной системы, о конституционном надзоре, о статусе народных депутатов СССР... В «других вопросах» тоже значатся документы отнюдь не второстепенные: законы о правах профсоюзов, о молодежи и о государственной молодежной политике, о печати, о порядке отзыва народного депутата.
Ну и нельзя забывать самого главного: не могут депутаты разъехаться по домам, не утвердив Государственный план экономического и социального развития СССР на 1990 год и Государственный бюджет страны. А о них на этой неделе речь пока не шла. Во-первых, жизнь вынудила провести дополнительное, не предусмотренное в начале сессии регламентом пленарное заседание 18 октября, на котором рассматривался проект закона об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства. И потому пришлось отменить назначенные на Утро заседания комитетов и комиссий — они собрались лишь после обеда. Так много ли успели участники второй сессии Верховного Совета за девять дней пленарных заседаний? За три последних дня? Мнения на это есть разные. И у избирателей, и у депутатов. Одни считают, что это время было особенно продуктивным, что депутаты вплотную подошли к принятию важнейших решений. Другие все-таки полагают, что сделать можно было гораздо больше, что в зале заседаний палат нередко звучат предложения, не связанные впрямую с темой обсуждения.
Безусловно, депутаты работали энергичнее, собраннее, эффективнее, чем, скажем, на прошлой неделе. Парламентский опыт — великая вещь, и каждый новый день помогает депутатам обретать его. Но нельзя не вспомнить и неоднократные призывы председательствующих такого рода: «Уважаемый товарищ депутат, очень прошу вас не отвлекаться от главного. Не уходите, пожалуйста, в сторону от вопроса, говорите по существу».
В который раз говорили народные депутаты и о недостатках в организации работы сессии. Речь шла, прежде всего, о том, что проекты многих документов попадают в их руки буквально за несколько часов до начала обсуждения. Поэтому сложно осмыслить законопроекты в полном объеме, тщательно продумать и точно сформулировать собственные предложения и поправки.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.