Основные направления перестройки организационных структур управления

Позвольте перечислить основные направления перестройки организационных структур управления, которые обсуждались на заседании секции и легли в основу ее предложений.

Первое направление — завершение процесса формирования организационного облика основного звена с преимущественным упором на развитие арендных и акционерных форм.

Второе — становление прогрессивных форм совместной деятельности предприятий (концернов, консорциумов, хозяйственных ассоциаций и др.), развитие вневедомственных структур.

Здесь подчеркивалось,


что создание в последнее время крупных производственно-хозяйственных структур, какими являются концерны внутри отраслей, вневедомственные концерны, целые отрасли, ставшие государственными концернами, выдвинуло новые проблемы, требующие решения. Нельзя, например, не видеть опасности, связанные, во-первых, с возможностью воспроизводства административных процедур и структур управления и, во-вторых, с заменой ведомственного монополизма монополизмом «концерновым». В этой связи вносилось много предложений организационного, экономического и иного характера, нацеленных на преодоление монополистических тенденций.

Третье направление — создание организационных условий для развития и поддержания сети малых предприятий. Вообще проблема крупного и малого производства в нашей экономике, особенно в связи с процессами перестройки экономического механизма, приобретает ключевое значение. Надо сказать, что в самые последние годы опыт тех стран, которые добились скачкообразного экономического роста, свидетельствует о том, что во многом он был связан с развитием и поддержкой малых предприятий, непосредственно обращенных к нуждам потребительского рынка. Развитие небольших, технически оснащенных и хорошо организованных небольших предприятий — государственных, кооперативных, арендных и других — становится сейчас заметной тенденцией преобразований в организационных структурах управления социалистической экономикой. Формирование принципиально новой сети организаций

Еще одно направление — формирование принципиально новой сети организаций, создающих условия для рыночных отношений в народном хозяйстве. Это многообразные посреднические, снабженческие и сбытовые организации, коммерческие банки, фондовые и товарные биржи, налоговые и финансовые инспекции, информационные центры, службы маркетинга, ревизионные фирмы и т. д. Здесь, конечно, очень много предстоит сделать, и сделать впервые. Важное направление структурных преобразований — переход к новой роли и структуре министерств. Этот вопрос обсуждался очень активно и с разных точек зрения. Принципиально важно действительно найти место органам государственного управления, причем не на основе единовременного перехода к новым структурам и новой роли, а поэтапно, с учетом степени подготовленности и формирования новой экономической среды. Видимо, автономные и скачкообразные изменения в структуре органов отраслевого управления не отвечают требованиям комплексного, взаимосвязанного перехода к хозяйственному механизму нового типа. Речь шла о том, чтобы по мере создания фактических предпосылок, связанных с повышением хозяйственной роли предприятий, с развитием оптовой торговли, с формированием рынка и т. д., вносить определенные изменения в структуру, в функции, в роль министерств, имея в виду, что в любом случае уже сейчас они должны стать органами перестройки, штабами перестроечных процессов в экономике.

Важнейшим направлением было признано и перераспределение функций между центральными и региональными органами с учетом развития самоуправления, экономической самостоятельности союзных республик, автономных и других территориальных образований. Участники обсуждений высказали предостережение: не допустить замену централизованной административной системы региональной административной системой. Для этого в наибольшей мере должны развиваться вневедомственные структуры, хозрасчетные организации, межрегиональные связи и т. д.

Значительное внимание было уделено организационной перестройке центральных экономических органов, и прежде всего Госснаба СССР. Появление новых крупных организационных структур требует очень серьезных изменений в организации планирующих, снабженческих и других функциональных ведомств, в осуществлении материальных потоков и многого другого.

И последнее, важно привести в соответствие с новыми условиями структуры управления самих предприятий, основного звена. Предстоит упростить состав органов и подразделений, преодолевать их дробность, сделать их адекватными новому экономическому механизму. Развитие должны получить маркетинг, информационное обслуживание, договорные отношения, правовое обеспечение, лицензии и патенты.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий