ПОЗАДИ — ДВЕ НЕДЕЛИ ДЕБАТОВ

Специальные корреспонденты «Известий» передают из Кремля
Как уже сообщалось, 7 июля на совместном утреннем заседании Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР было начато формирование высшего органа прокурорской власти страны — коллегии Прокуратуры СССР.
Наибольшие дискуссии на утреннем заседании разгорелись, пожалуй, вокруг одной кандидатуры на пост первого заместителя Генерального прокурора СССР, члена коллегии Прокуратуры страны А. Д. Васильева. И это неудивительно. Два комитета Верховного Совета СССР, обсуждая предварительно его кандидатуру, не согласились на предоставление А. Д. Васильеву такого высокого поста. Однако Генеральный прокурор СССР не отказался от своей точки зрения по поводу первого заместителя и вынес кандидатуру А. Д. Васильева на суд Верховного Совета СССР. Высший орган государственной власти поддержал предложение Генерального прокурора СССР. На утреннем же заседании были назначены еще четыре заместителя Генерального прокурора, являющихся одновременно по должности членами коллегии. Фамилии их уже приводились во вчерашнем номере «Известий». Это И. П. Абрамов, В. И. Андреев, Я. Э. Дзенитис и В. И, Кравцев.



Но, думается, процесс утверждения руководящего коллегиального органа союзной прокуратуры шел бы плодотворнее, если бы снова не возникли на заседании дискуссии и острая полемика вокруг вопросов процедурного характера. О некоторых моментах этих горячих споров мы уже говорили (что споры были эмоциональные, подтверждает даже тот факт, что большинство депутатов согласилось с предложением не транслировать эту часть заседания по телевидению в полном объеме).
Вечернее заседание началось с опозданием на восемь минут. Причина? Не собралось нужного для кворума числа депутатов. В зале присутствовало лишь 350 членов Верховного Совета. А решения, напомним, считаются правомочными, если в голосовании участвуют как минимум 362 депутата. Председательствующий А. И. Лукьянов предложил начать обсуждение, пока опаздывающие депутаты, зарегистрировавшись, займут свои места. Забегая вперед, скажем, что так и случилось. Когда приступили к голосованию, в зале находилось уже 365 законодателей.
Обсуждение по назначению А. С. Побежимова заняло в целом полчаса. Ситуация с утверждением этого кандидата в члены коллегии, заместители Генерального прокурора СССР изначально была неоднозначной. Дело в том, что на заседаниях двух комитетов Верховного Совета — по вопросам законодательства, законности и правопорядка, а также по вопросам гласности, прав и обращений граждан единства не было. Голоса распределились тогда следующим образом: 25 —за, 12 —против, 15 — воздержались. В целом, однако, как выразился председательствующий, эта кандидатура подлежит обсуждению.
Краткое, но емкое выступление А. С. Побежимова, по нашим наблюдениям, вызвало к кандидату доверие как к человеку, безусловно, компетентному, принципиальному. Оценивая процедуру утверждения, кандидат заметил: она необходима уже потому, что поднимает статус членов коллегии Прокуратуры Союза, вооружает, как он сказал, мощным орудием, способствующим тому, чтобы исключить влияние на прокуроров, чтобы не было всяких «звонковых» дел.
Хотя основная концепция перестройки в органах Прокуратуры СССР была подробно изложена в свое время Генеральным прокурором, А. С. Побежимов счел необходимым ее дополнить, высказать личную точку зрения. Это тоже не могло не вызвать симпатий. Он заявил, что перестройку нужно начать с центрального аппарата, необходимо освободить органы прокуратуры от несвойственных им функций. Не дело прокуратуры, сказал А. С. Побежимов, осуществлять надзор за тем, как ведется борьба с сорняками или как идет погрузка-выгрузка вагонов. А. С. Побежимов считает крайне важным исключить в органах прокуратуры секретность в их деятельности.
Большинством голосов при четырех против и 28 воздержавшихся Верховный Совет утвердил А. С. Побежимова членом коллегии, заместителем Генерального прокурора СССР.
Затем председательствующий объявил Верховному Совету о предложении утвердить членом коллегии, Главным военным прокурором — заместителя Генерального прокурора СССР А. Ф. Катусева. По результатам слушаний в комитетах Верховного Совета он имел неплохой «запас прочности»: 35 — за, восемь — против, 10 — воздержались. Однако, как показывает опыт работы, Верховный Совет, принимая к сведению эту информацию, действует самостоятельно.
А. Ф. Катусев свою программу деятельности намерен построить на трех основных направлениях. На первое место он вынес проблему преступности в Вооруженных Силах, где отмечен рост по таким статьям, как хищение оружия, наркомания, нанесение тяжких телесных повреждений, неуставные отношения. Одними административными мерами, считает А. Ф. Катусев, проблемы эти не решить. Нужна настоящая командирская забота, ответственность. Я сам, сказал А. Ф. Катусев, сын полка послевоенного времени и знаю, как это важно.
Кандидат на пост Главного военного прокурора подверг резкой критике сложившуюся практику, когда военнослужащие используются на различных строительных работах. По подсчетам А. Ф. Катусева, 16 министерств и ведомств, включая МВД, держат такие строительные отряды.
— Существует ли сегодня реальная независимость прокуроров от армейских властей? — спросили А. Ф. Катусева.
— Нет. Еще нет,— был ответ.
Верховный Совет большинством голосов утвердил А. Ф. Катусева в должности Главного военного прокурора, заместителя Генерального прокурора СССР. Из 369
присутствующих в этот момент в зале депутатов проголосовало против — 19, воздержалось — 39,
Затем депутатам было предложено утвердить состав коллегии Прокуратуры СССР. Председательствующий зачитал фамилии претендентов и предложил, если к ним нет вопросов, проголосовать. Здесь слово взял депутат H. Воронцов. Он высказался за то, чтобы голосование было не списочным, а персональным. В противном случае, заметил Н. Н. Воронцов, мы можем подать плохой пример низовым Советам. Голос депутата был услышан. И утверждение членов коллегии проходило в индивидуальном порядке. Так, членами коллегии Прокуратуры СССР стали С. А. Емельянов, В. И. Илюхин, И. И. Карпец...
Казалось, что и оставшихся четырех претендентов ждет такая же участь на этом заседании. Но когда уже закончилось обсуждение очередного кандидата в члены коллегии Прокуратуры СССР Г. П. Смирнова, депутат Ю. А. Рыжов поставил в известность председательствующего, что Верховный Совет уже не правомочен принимать какие-либо решения, так как в зале, по его подсчету, к этому часу присутствовало всего 350 членов Верховного Совета...
Председательствующий объявил о прекращении рассмотрения других кандидатур в состав коллегии Прокуратуры СССР и сказал, что оно будет продолжено на следующем совместном заседании палат.
На сессии снова возникла дискуссия по некоторым процедурным вопросам. Но протекала она как-то непривычно вяло. Чувствовалось, что к концу второй недели работы сессии у многих депутатов накопилась усталость. Многие, особенно иногородние, откровенно спешили на вечерние рейсы самолетов, чтобы провести свой парламентский уик-энд дома, в семье. По-человечески это понятно. И все же не уйти от вопроса: неужели народные депутаты не замечают, что из-за несоблюдения элементарной дисциплины они становятся объектами для справедливой критики избирателей? Об этом, кстати, говорили и некоторые депутаты, взявшие слово в самом конце вечернего заседания и предложившие вернуться к рассмотрению «дисциплинарного вопроса» на следующей неделе.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий