Противоспутниковое оружие.

И все же в результате согласованных усилий сравнительно немногочисленных противников противоспутникового оружия удалось убедить сенат и палату представителей, чтобы в законопроект об ассигнованиях министерству обороны на очередной финансовый год было включено специальное положение, требующее санкции президента на испытания американского противоспутникового оружия с целью поражения какого-либо объекта в космосе. Например, президент Рейган обязан пре- доставить убедительные доказательства того, что США действительно и искренне стремятся добиться запрещения противоспутникового оружия и что его первые испытания «необходимы, чтобы избежать недвусмысленного и невосполнимого ущерба национальной безопасности США». Безусловно, преодолеть эти препятствия Рейгану нетрудно, и тем не менее, его чиновникам пришлось поработать, чтобы представить свидетельства того, что вопрос о переговорах по противоспутниковому оружию администрация действительно рассматривает.



За последние годы в тех кругах, которые раньше не проявляли большого интереса к данной проблеме, наблюдается явная активизация позиций. Так, Агентство по разоружению и контролю над вооружениями подняло вопрос о подготовке доклада, в котором группа исследователей во главе с научным сотрудником Гарвардского университета Уильямом Дерчем проанализировала бы различные варианты контроля над противоспутниковым оружием. Согласно тому, что говорит Дерч, Агентство удовлетворило запрос о выделении средств для соответствующих исследований, и доклад должен быть подготовлен к 1 февраля 1984 года, то есть в канун проведения повторных испытаний противоспутникового оружия, действующего против объектов в космическом пространстве.
Один из бывших сотрудников Управления по контролю над вооружениями и разоружению, внимательно следящий за этой проблемой, говорит, что едва ли сколько-нибудь весомый договор не придет в столкновение со стремлением президента вести научные исследования и разработки в области противоракетных систем космического базирования. Для запрещения противоспутникового оружия, говорит он, «как минимум, потребуется смена правительства».
Поборники запрещения систем ПКО считают, что в настоящее время США достигли критической стадии в создании такого оружия, так как успешные испытания американской противоспутниковой системы способны свести на нет какие бы то ни было реальные возможности для контроля над космическими вооружениями. В этой связи Курт Готтфрид провел параллель между нынешним соперничеством в области противоспутникового оружия и разработкой многозарядных боеголовок индивидуального наведения в 70-х годах. Разделяющиеся головные части МБР были изготовлены Соединенными Штатами в противовес несложной противоракетной системе другой стороны и дали стране временный стратегический перевес. Но русские вскоре создали свои многозарядные боеголовки, которые сделали американские ракеты наземного базирования уязвимыми для упреждающего удара. «Теперь, наконец,— подчеркнул Готтфрид,— все согласны в том, что было бы гораздо лучше, если бы в свое время мы воздержались от передачи на вооружение многозарядных боеголовок. Этот урок имеет самое прямое отношение к противоспутниковому оружию. Если мы развернем свою противоспутниковую систему, она даст нам лишь временное преимущество. Но так же, как и с баллистическими ракетами, постоянное соперничество в области космического оружия неотвратимо будет подрывать безопасность обеих сторон. Теперь это уже ясно всем. Что же теперь — ждать... и через десятилетия понять, что в 1983 году Соединенные Штаты допустили еще одну грубую ошибку в этой смертельно опасной и азартной игре»?

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий