Рабочие и управление производством

По вопросу об участии рабочих в управлении производством (и экономикой в целом) коммунистам приходится вести упорную борьбу против реформистского толкования этого требования («участие в ответственности» или «равноправное сотрудничество»), против утверждения, будто «профсоюзы вплетены и включены в современную систему», и против мнения, что участие представителей рабочих в управлении предприятиями якобы может привести к тому, что они станут заложниками предприятий и т. д. Широкие массы трудящихся видят в этом требовании прежде всего способ удовлетворения их непосредственных экономических нужд, а в ходе борьбы они неизбежно будут подниматься на следующую ступень, добиваясь участия в управлении всей экономикой страны. На нынешнем этапе классовой борьбы против государственно-монополистического капитализма лозунг участия в управлении производством является важным средством мобилизации масс.



В. И. Ленин в статье «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», требуя выделять конкретные формы и ступени перехода от капитализма к социализму, отмечал что от мелкобуржуазного капитализма «и к государственному крупному капитализму, и к социализму ведет одна и та же дорога, ведет путь через одну и ту же промежуточную станцию, называемую «общенародный учет и контроль за производством и распределением продуктов»». Имея в виду и мелкобуржуазное производство, В. И. Ленин писал: «Весь вопрос - как теоретический, так и практический — состоит в том, чтобы найти правильные способы того, как именно следует направить неизбежное (до известной степени и на известный срок) развитие капитализма в русло государственного капитализма, какими условиями обставить это, как обеспечить превращение в недалеком будущем государственного капитализма в социализм».
Разумеется, удельный вес и значение мелкобуржуазного капитализма в нынешних индустриально развитых капиталистических странах неизмеримо ниже, чем в России, где он, как отмечал В. И. Ленин, преобладал, но сама проблема и в этих странах существует, хотя и не в столь острой форме.
Перед демократическим государством возникнут известные обязанности в отношении мелких и средних предпринимателей. Оно должно будет ограждать их интересы от посягательств крупного капитала: ассигновывать средства для предоставления им на льготных условиях кредита; обеспечивать доступность и легкость кредита, что укрепит положение мелких и средних предпринимателей и будет способствовать их деятельности. Этому же будет содействовать оказание им помощи в получении сырья, доступ к патентам, предоставление в их распоряжение новейших технических достижений для модернизации и специализации производства, обеспечение энергией, сырьем, забота о рынках для них, в том числе государственном. Наконец, интересы мелкого и среднего предпринимательства и использование его экономического потенциала должны будут надежно обеспечиваться координацией его деятельности с крупными государственными предприятиями, производственной кооперацией вместо подчинения мелких и средних предприятий монополиям.
Конечно, будет существовать известная опасность, что мелкобуржуазные слои будут пытаться подорвать демократический государственный строй, например вследствие развития спекуляции, но масштабы этой опасности будут не столь велики в индустриально развитых капиталистических странах, как это наблюдалось в странах, где мелкое производство играло исключительно большую роль, да и возможностей противодействия этим попыткам будет неизмеримо больше. Политика демократического государства позволит объединить вокруг передовых сил общества и значительную часть средних слоев, преодолеть антисоциалистические предрассудки, глубоко укоренившиеся в сознании.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий