РАБОТАЕТ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Важным актом действия нового Закона о выборах народных депутатов, предусматривающего радикальное обновление избирательной системы, ее последовательную демократизацию, стало образование Верховным Советом СССР Центральной избирательной комиссии. Началась сложная и необычайно ответственная избирательная кампания, какой еще не было в нашей стране. Опубликованы первые документы этой кампании — постановления Центральной избирательной комиссии о территориальных и национально-территориальных избирательных округах по выборам народных депутатов СССР. Корреспондент «Известий» попросил председателя комиссии, члена ЦК КПСС В. П. Орлова рассказать об особенностях ее работы в новых условиях.
Владимир Павлович, первый вопрос, естественно, о том, что нового вносит Закон о выборах народных депутатов в структуру и функции самой Центральной комиссии, как будут отражены в ее деятельности принципы демократизации избирательной системы?



Уже то, что Центральная избирательная комиссия образована Верховным Советом СССР —прежде ее состав утверждал Президиум Верховного Совета,— повышает ее авторитет, определяет большую степень ответственности и самостоятельности. Состав комиссии увеличен с 19 до 25 человек. Это позволило включить в нее представителей всех союзных республик, многих общественных организаций, а значит, будут полнее отражены интересы всех слоев общества и национальностей, обеспечен более действенный контроль за исполнением Закона о выборах. Центральная избирательная комиссия в нынешнем составе будет действовать постоянно в течение пяти лет. Это дает возможность накопить необходимый опыт работы в новых условиях, квалифицированнее решать все проблемы, связанные с организацией и проведением выборной кампании. Конечно, огромный объем этой работы не могут выполнить 35 членов комиссии, подавляющее большинство которых к тому же не освобождается от профессиональных обязанностей. Поэтому сейчас мы формируем аппарат Центральной комиссии, в который войдут юристы, экономисты, лучшие специалисты в области советской работы.
Аппарат будет небольшой. Особенно если учесть, что теперь в обязанности Центральной комиссии входит контроль за исполнением Закона о выборах на всей территории страны, обеспечение его единообразного применения, направление деятельности всех избирательных комиссий, решение вопросов, связанных с повторными выборами, отзывом народных депутатов СССР, назначением и проведением выборов народных депутатов вместо выбывших, а также с выполнением и многих других новых и прежних обязанностей.
На двенадцатой сессии Верховного Совета СССР говорилось, что важнейшая цель обновления избирательной системы — укрепление народовластия, создание избирателям всех необходимых условий для выдвижения и выбора депутатов, способных действительно управлять государством, решать задачи перестройки, настоящих ее лидеров. Прежняя практика не давала возможности настоящего выбора, поскольку фактически была рассчитана на единственного кандидата. Усилия избирательных комиссий, особенно участковых, были сосредоточены на обеспечении стопроцентного участия в голосовании и близкого к нему положительного результата выборов.
Что упрощает новый Закон о выборах народных депутатов и с какими главными трудностями, на ваш взгляд, придется столкнуться в нынешней избирательной кампании?
Новые законы об изменениях и дополнениях Конституции и выборах народных депутатов СССР обеспечили все необходимые условия для того, чтобы каждый избиратель, пожелавший принять участие в выборах, мог беспрепятственно осуществить свое гражданское право. Ответственность за это возрастает многократно. И избирательным комиссиям будет намного труднее. Взять, например, выдвижение кандидатов от общественных организаций, вокруг которого было особенно много споров на сессии и при обсуждении законопроектов. Их представительство в высших органах власти позволяет привлечь к управлению государством новые слои трудящихся, всего населения, полнее учесть запросы и интересы общества, а значит, и полнее осуществить принцип народовластия. Но процедура выборов, конечно же, усложняется. Причем здесь все ново, все впервые, начиная от организации общественных избирательных комиссий.
То же самое касается и выдвижения кандидатов по месту жительства. Здесь окружным избирательным комиссиям предстоит не только огромная, но и особо ответственная работа. Очень непросто будет отобрать среди нескольких таких кандидатов людей, действительно представляющих интересы избирателей, способных увязать эти интересы с нуждами всего народа, с задачами общества в целом. К тому же вести такую работу необходимо при неукоснительном, строжайшем соблюдении Закона о выборах, глубочайшем уважении к его демократическим
принципам.
Прежняя практика выборов, ориентированная на одного кандидата, заставляла членов избирательных комиссий, мягко говоря, ревниво относиться к избирателям, отправляющимся с бюллетенем в кабину. Теперь придется менять не только такую психологию, но и оборудование избирательных участков — при двух или нескольких кандидатах бюллетень просто окажется недействительным, если избиратель минует эту кабину. Центральной избирательной комиссии предстоит обновить всю избирательную документацию. Это уже делается специалистами, готовятся и рекомендательные письма, методические материалы по всем новым и сложным аспектам нынешней избирательной кампании. И хотя сроки ее проведения увеличены с двух месяцев до четырех, времени на все буквально в обрез.
Вместе с тем ответ на многие вопросы сможет дать лишь практический опыт всей избирательной кампании. Думаю, что в будущем потребуется внести коррективы и в теорию, и в сам Закон о выборах народных депутатов СССР. Поэтому очень важной мне представляется работа всех средств массовой информации по освещению практического опыта, оперативной пропаганды удачного решения новых проблем на всех этапах подготовки и проведения выборов.
Центральной избирательной комиссией утвержден календарный план подготовки и проведения выборов, назначенных на 26 марта 1989 года. Как распределено время основных этапов нынешней выборной кампании в связи с новым, четырехмесячным сроком ее проведения?
До 15 декабря, за три с половиной месяца до выборов, в округах должно завершиться образование окружных избирательных комиссий, а также и комиссий от общественных организаций. К 24 января должны быть образованы избирательные участки, а не позднее 8 февраля их участковые избирательные комиссии. Для выдвижения кандидатов в депутаты по избирательным округам и от общественных организаций отводится месяц — с 26 декабря по 24 января 1989 года. Такой же месячный срок определен для регистрации кандидатов и проведения окружных предвыборных собраний, которые намечено завершить к 22 февраля. И, наконец, почти два месяца отведены для встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Таким образом, три из четырех месяцев предвыборной кампании резервируются для выдвижения кандидатов в народные депутаты СССР и ознакомления избирателей с их программой. Это позволит избирателям хорошо изучить своих кандидатов, их деловые и политические качества, обеспечивает возможность выдвижения действительно лучших представителей всех слоев общества в высшие органы власти.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий