С чего начать сегодня?

Фразу Аристотеля, что благополучие государства зависит от законов, можно избрать девизом всех прогрессивных реформаторов мира, чьи усилия увенчались успехом.
И трудовые украинцы тут полностью согласятся со мной, оценив видимые массовые несовершенства в экономике, политике, производстве, системе городского и регионального управления, здравоохранении, образовании и так далее. Вывод прост: все эти несовершенства порождены хромающим законодательством. Даже нарушение прав человека на местах и неисполнение буквы закона — тоже следствие порочности правовой системы. Анализируя провалы нашего реформаторства с 1992 года, я пришел к мнению, что первым важнейшим шагом в оздоровлении общества, экономики и государства должно быть коренное изменение действующего юридического права во всех его отраслях — от уголовного до гражданского. Именно такую задачу поставил перед собой СДС Украины. Почему это сделано, поясню на примере. Оздоравливать экономику на основе сегодняшних законов — пустая трата времени: самые гармоничные и продуманные проекты будут пробуксовывать из-за противоречий в законодательных актах, отсутствия четкого механизма реализации на местах.


Предвижу вопрос читателей: а нельзя ли создавать реформы под наиболее правильные законы? Отвечу: можно, но это будут опять либо половинчатые новации, либо эпизодические — и большой пользы от такого «школьного подгона решения задачи под нужный ответ» не ждите.
Исторический опыт реформаторства в Западной Европе после 1945 года показывает: чем лучше сбалансирован правовой механизм страны, тем рациональнее организована деятельность органов власти снизу доверху — от мэрии в маленьком заштатном городке до парламента, министерств, Конституционного суда и президентского правления. Так как же без лишних потерь времени создать справедливое законодательство, соответствующее специфике и условиям Украины и одновременно отвечающее требованиям международного цивилизованного права, актам ЕС? Участники украинского законотворчества с самого начала допустили большую ошибку, не создавая рыночно-демократические акты по европейским образцам, уже проверенным временем и длительной практикой. Это не значит, что законы и нормы надо вслепую копировать. Такой подход тоже может привести к искажениям во всех сферах жизни. Под следованием европейскому законодательству я имею в виду избирательное приспособление ряда норм под условия данной страны. В этом отношении мне кажется показательной Словацкая Республика, где в принятой правительством национальной программе адаптации к европейскому праву содержится около 1100 основных норм ЕС. Из них полностью взяты Словакией 38% правовых актов. Украине же абсолютно не подходит метод проб и ошибок при введении своих законов. Затем потребуется внесение в них поправок в зависимости от требований ЕС и собственного социально-экономического развития. Как подсчитали правоведы, такой процесс займет не менее 100 лет! А под рукой есть уже десятки и сотни разумных законов ЕС, которые настолько унифицированы, что полностью подходят Украине. Эту особенность еще в начале 90-х подметил создатель СДС народный депутат, член Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики кандидат юридических наук Сергей Пересунько, создавший впоследствии «Концепцию правовой реформы в Украине». Согласно его плану, можно по времени до минимума сжать этот процесс: на протяжении двух-трех лет создать эффективную правовую систему, приблизить ее к европейскому и мировому уровню и осуществить одновременно систематизацию и кодефикацию — то есть разделение на кодексы. Для этого, по верному мнению С.Пересунько, требуется кардинально новый подход к законотворчеству, который заключается в изменении технологии подготовки законодательных актов. Только при таком условии возможно за три года оформить правовую систему международного уровня, обеспечивающую условия для эффективного развития всех секторов отечественной экономики и общественной жизни.
С.Пересунько и его единомышленники по правовому реформаторству продумали и пути реализации выработанной ими «Концепции...». Для этого необходимо возродить Национальный законотворческий центр, призванный объединить усилия ученых и специалистов центральных органов власти с целью организации скоординированной законотворческой работы. Заверю читателей, что это не идея, которую надо осуществлять чуть ли не с нуля, а план, уже имеющий для реализации материальную и интеллектуальную базу. Мы топтались 13 лет на законотворческом перекрестке, так, надеюсь, сможем еще потерпеть три года, живя по существующим законам, пока будет создана действительно справедливая и работающая на всех уровнях правовая система. Заодно она откроет Украине более короткий путь евроинтеграции, и тогда не надо будет ждать до 2010—2015 гг. исполнения обещаний ЕС.
Чтобы не утомлять читателей подробностями концепции правовой реформы, которую при одобрении президента можно начать реализовывать уже сейчас, я как можно короче изложил практические возможности СДС в юридическом плане. Не менее конкретны предложения по реформированию других сфер жизни, изложенные конспективно в программе «Союза демократических сил». Коснусь нескольких наиболее острых общественно-государственных и экономических проблем, которые остаются не решенными действующей властью. В частности, верно считают многие промышленники, управленцы среднего звена, что социальные и экологические задачи в Украине быстрее решатся при расширении самостоятельности регионов. Замечу, что дополнительные права системы самоуправления предполагают и дополнительную ответственность за действия власти на местах: в городе, поселке, районе, области. Развивая мелкое и среднее предпринимательство, поощряя товаропроизводителя, органы самоуправления получат дополнительные средства в свой бюджет для реализации проектов социального, экологического направления. Особо перспективными мне видятся территории приоритетного развития и СЭЗ — в Закарпатье, Одессе, Донбассе.
Важным направлением работы самоуправления должна стать забота о простых гражданах, препятствование накоплению богатств узкими группами за счет обнищания широких слоев населения. Другая сторона борьбы с бедностью — это создание в регионах максимально возможного количества рабочих мест с хорошей оплатой. Чтобы предприниматели не ущемляли интересов трудящихся, в Украине по примеру Швеции следует укреплять профсоюзы. В Стокгольме находящаяся у власти Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) тесно сотрудничает с Центральным объединением профсоюзов, которое в свою очередь заключает контракты с хозяевами предприятий по вопросам защиты социальных прав трудящихся. В контрактах оговаривается минимальный размер зарплаты, условия страховки. Шведская федерация профсоюзов имеет также богатый опыт мирного разрешения трудовых конфликтов, который, на мой взгляд, будет полезно применить в Украине. Система социального партнерства между шведским правительством, профсоюзами и предпринимателями способствует укреплению стабильности и единства общества. Именно созданием такого компромисса государственного масштаба и займется крепнущий СДС.
Но чтобы создать справедливое парламентско-президентское государство, соответствующее социал-демократической доктрине, надо очистить Верховную Раду от всякой накипи, коррупционеров, о которых я писал в своей первой книге «Досье генерала госбезопасности...» Я вовсе не преувеличиваю насчет пагубности для интересов нации взяточничества, продажности среди нардепов и сошлюсь на опубликованное в январе 2004 года интервью секретаря парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгия Манчуленко. Он заявил, что депутатские голоса довольно часто покупают, и конкретизировал: «Я сам был участником такой мини-спецоперации для выяснения того, кто стоит за такими вещами и сколько кому будут предлагать». Оказалось, предлагают миллион долларов на троих депутатов. Стоит ли тогда удивляться тому, что затягивается принятие важнейших для народа реформ или они социально не ориентированы, а принимаются в интересах политико-промышленных кланов. Я считаю, что крайне важно для успешного реформаторства и реализации принципов справедливости в Украине сбить коррупционную пену, которая затопила Верховную Раду, Кабмин, президентское окружение. Только после очищения верховной власти от коррупционеров и влияния ставленников олигархов можно говорить о скоординированном возрождении всех отраслей экономики, создании истинно справедливого законодательства, народных реформах, наведении в обществе законности и порядка, оздоровлении всех ветвей власти. И такому очищению будет способствовать борьба членов СДС за депутатские мандаты на парламентских выборах 2006 года. И думаю, что СДС способен реально вымести из Верховной Рады клановое лобби, изменить существующую систему наживы. В книге «Досье генерала госбезопасности...» я уже говорил о депутатах, занятых решением личных финансовых проблем и не действующих во имя народного блага. Повторю приведенные там цифры. В 2003 году 386 депутатов являлись основателями 3954 предприятий, контролировали 25% импорта страны и около 10% экспорта. Когда уж им думать о социальной справедливости и переживать за народные невзгоды.
Чем больше представителей СДС войдут в парламент в 2006 ГОДУ, тем легче будет им противостоять клановому лобби, срывать его планы по влиянию на реформаторский процесс, отстаивать народные интересы. Мы намерены действовать всеми допустимыми конституционными и законодательными методами в пресечении и обличении коррупции.
Вторым важным этапом после очищения верховной власти от коррупции я считаю подбор квалифицированных, морально устойчивых кадров на всех уровнях власти. В первую очередь от непосредственных исполнителей зависит качество и эффективность реформ, совершенство и справедливость государственного управления. Работая в различных госструктурах с первых лет независимости Украины, я собственными глазами видел, к чему приводит профессиональная некомпетентность, алчность чиновников, карьеризм и верхоглядство в решении экономических и социальных вопросов.
Именно дилетанты, приспособленцы, нувориши столкнули Украину в пучину кризиса, растратили сотни миллионов из казны, разграбили и продали за рубеж сырье и природные богатства державы, сделали нищими 90% населения. Хочу подчеркнуть, что как партия открытого, народного типа СДС опирается на самые широкие трудовые слои и в своей работе будет постоянно апеллировать к массам, систематически информировать их через СМИ о ходе партийной и государственной работы. СДС — это партия народа, существующая среди народа, а не кулуарно-элитарная группировка. Для завоевания людских симпатий наши активисты и я в том числе уже напряженно работаем в обществе, несем трудящимся города и села социал-демократическую правду.
Читатели правомерно поинтересуются: а кто же нас зовет с собой в будущее, создаваемое по социал-демократической доктрине, кто эти убежденные люди, чем конкретно занимались в жизни, кто стоит у партийного руля и создал ядро СДС? На этот вопрос постараюсь ответить отдельно.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий