Сближение наук

Со временем сближение общественных и естественных наук будет усиливаться. Это предвидел еще К. Маркс, когда писал: «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука». Однако это не означает, что сотрутся вообще всякие грани между естественными и общественными науками. К. Маркс хотел подчеркнуть общую сущность этих наук, их единую природу. Дифференциация же научных знаний многократно усилится. Процессы интеграции и дифференциации наук, таким образом, не отменяют и не заменяют друг друга, они взаимопроникают, переплетаются. Прочность союза общественных, естественных и технических наук обеспечивается в условиях социализма тем, что эти науки имеют общую методологическую основу — диалектический и исторический материализм.
Укрепление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук представляет собой целенаправленную концентрацию теоретических и прикладных возможностей наук на решении задач, связанных не только с познанием и освоением ресурсов природы, но и со стимулированием общественного прогресса, раскрытием потенциальных возможностей личности.



Общественные науки, таким образом, формируют социальный заказ естественным и техническим наукам для решения определенных задач общественного производства. В системе взаимосвязи общественных, естественных и технических наук их главнейшая и долговременная задача — исследование социальных аспектов научно-технического прогресса, противоположности гуманистического и технократического подходов к нему; проблем образования, повышения квалификации и переквалификации кадров; теоретических и прикладных проблем создания искусственного интеллекта, новых средств познания окружающего мира; путей и форм соединения НТР с коренными преимуществами социализма на качественно новой ступени его развития в условиях ускорения, что связывается с освоением человеком космоса, использованием атомной энергии, развитием микроэлектроники, информатики, робототехники и биотехнологии. Именно общественные науки призваны всесторонне исследовать проблемы и противоречия, возникающие в обществе под воздействием НТП, и определять конкретные пути и способы их разрешения. Укрепление и совершенствование взаимодействия общественных, естественных и технических наук органически вытекает из общей тенденции развития и совершенствования социализма — усиления взаимосвязи прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом.
Все ощутимее становится воздействие науки не только на материальное производство, но и на развитие человека — основную производительную силу общества. Главной качественной особенностью нашей советской науки является то, что она служит народу, всем трудящимся. Это определяет осознание советскими учеными своего высокого долга, целей их деятельности, органично смыкающихся с ключевыми проблемами общественной жизни. КПСС, Советское государство, весь народ обоснованно возлагают на отечественную науку, на ученых большие и ответственные задачи.
В условиях научно-технической революции весьма актуальной является проблема повышения роли общественных наук в деле воспитания у каждого советского человека научного мировоззрения, высокой политической и социальной культуры, умения разумно пользоваться теми большими и многообразными благами, которые дает социалистическое общество. На первый план в этой серьезной работе партия выдвигает всемерное развитие потребности в добросовестном, творческом труде на общее благо. От ее реализации зависят и экономическое могущество страны, и материальный уровень жизни народа, и его духовный расцвет.
Этот процесс имеет глубоко объективную основу. Научно-технический прогресс дает в руки человека такие мощные силы воздействия на природу, что их применение может нанести ей колоссальный и необратимый ущерб и таит огромную опасность для человека, если их не поставить под контроль общества. Поэтому ныне условием свободы гармонических отношений между обществом и природой становится овладение человеком своими собственными общественными отношениями, создание социальной организации, способной гарантировать использование достижений науки и техники в интересах человека.
Успех научно-технической революции, ее благотворное воздействие на экономику, на все стороны жизни общества не могут быть обеспечены усилиями только научных работников. Большую роль приобретает вовлечение в этот исторического значения процесс всех участников общественного производства. В этой связи повышаются требования к научно-технической подготовке трудящихся, для которых специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура превращаются в обязательное условие успешного труда.
Важную роль в ускорении научно-технического прогресса играет мировоззрение, идейная убежденность специалистов народного хозяйства, творцов технического прогресса. Без опережающего интеллектуального, духовного развития человека невозможно и успешное развитие техники, технологии, ее применение и эффективное использование. Современный специалист должен обладать широким политическим кругозором, высоким уровнем профессионального мастерства, умением соотносить вопросы развития своей специальности с проблемами развития всего общественного организма, учитывать социальные последствия своих решений. Это требует, в частности, дальнейшего повышения мировоззренческой и методологической культуры кадров, уровня их подготовки в области общественных наук. Овладение законами общественных наук — непременное условие становления всесторонне развитой личности.
С учетом этого в настоящее время большая роль отводится деятельности кафедр общественных наук учебных заведений. Их задачи сегодня не ограничиваются только обеспечением высокого качества преподавания марксистско-ленинских наук. Растет ответственность этих кафедр за идейно-политическую направленность всего учебного процесса. Огромное значение в успешном формировании специалистов имеет укрепление взаимосвязи в преподавании общественных и технических наук.
В процессе преподавания общественных наук решается двуединая задача, включающая, с одной стороны, вооружение учащихся научными знаниями, с другой — овладение ими методами научного познания и преобразования действительности. Таким образом, общественные науки выступают в роли теоретического и организующего начала формирования политической культуры у будущих специалистов.
Вузовские программы курсов общественных наук предусматривают всестороннее изучение марксистско-ленинской теории, жизни нашей страны, современного общественного развития в целом, вопросов атеистического, эстетического, морального, интернационального и патриотического воспитания. Следовательно, их изучение направлено на создание необходимой основы того, чтобы будущий специалист стал политически образованным, сознательным и активным строителем нового общества. На XXVII съезде КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции отмечалось, что в условиях научно-технической революции особо остро встает задача охраны природы и рационального использования ее ресурсов. В СССР функционирует система мер о гармоничном взаимодействии общества и природы, человека и окружающей среды. В стране взят курс на осуществление планомерного, бережного природопользования, сохранение и приумножение природных ресурсов. И тем не менее, в ряде регионов состояние природной среды вызывает тревогу. Здесь принимаются решительные меры экономического, правового и воспитательного характера. Принципиальное значение имеют принятые в последнее время КПСС и Советским правительством меры по охране природы Сибири, озера Байкал и Ладожского озера, отмене проекта поворота северных рек.
В решении задач охраны природы весьма значительна и ответственна роль ученых-обществоведов. Именно они призваны воспитывать у людей разумное, бережное отношение к природе и рациональному использованию природных ресурсов, расширять наши знания о взаимодействии научно-технического прогресса с состоянием природных ресурсов и окружающей среды, прогнозировать последствия этого взаимодействия.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий