СЪЕЗД И ВЛАСТЬ СОВЕТОВ

За долгие месяцы минувшей предвыборной кампании, кажется, все уже привыкли к горячим дискуссиям, к критическому накалу дебатов и митингов, к смелости, откровенности позиций и суждений. Конечно, ждали, что Съезд народных депутатов СССР примет эту своеобразную эстафету гласности и демократии. И все же, думаю, напряжение Съезда, его открытость, острота постановки проблем, богатство идей, рожденных столкновением мнений, оказались для нас неожиданными, превзошли все ожидания.
Еще слишком коротко временное расстояние, пройденное после Съезда, чтобы до конца понять, осмыслить то, что происходило у всех на глазах, чтобы оценить, что значит для нас, нашего будущего эти две недели, когда страна жила, буквально не отрываясь от телевизоров и радиоприемников. Для миллионов и миллионов людей, сделавшихся благодаря прямым трансляциям свидетелями, соучастниками всех событий на его заседаниях, ощутивших его атмосферу, стали очевидным, непреложным фактом новый уровень нашей гражданственности, реальность революционных перемен в самосознании общества, их необратимость. В этом смысле Съезд, весь ход его работы стали лучшим, самым наглядным за период перестройки уроком гласности и демократии, подлинной школой народовластия.



Пожалуй, впервые нам на этом Съезде не обещали всеобщего изобилия и высоких темпов растущего благосостояния. Напротив, и в докладах, и в выступлениях депутатов с небывалой прежде резкостью очерчены кризисное состояние экономики, экологии, сложности национальных отношений, впервые открыто сказано наконец о десятках миллионов людей, оказавшихся на черте и за чертой бедности. И, главное, названы сами причины кризисной ситуации — бесконтрольное всевластие бюрократического аппарата, чрезмерная централизация, монополизм ведомств, преодолеть которые невозможно без коренной реформы политической системы.
Сегодня многие депутаты, да и не только они, считают, что на Съезде слишком много говорилось о проблемах и слишком мало о конкретных путях их решения, мало сделано практических дел. Есть, конечно, для таких выводов серьезное основание. Но, думаю, верны они лишь отчасти, не учитывают мощного конструктивного потенциала, импульса, звучавшей в выступлениях критики.
Открытый, честный анализ реальных процессов, происходящих в стране, был жизненно необходим. Ведь для того, чтобы двигаться вперед, надо хотя бы знать, где находишься, знать, что именно мешает сегодня движению, сковывает, тормозит осуществление экономической реформы, политических преобразований.
Без такого знания невозможно было бы определить приоритет законов, которые мы собираемся и должны принять, очередность практических социальных мер. Ведь лишь небольшую часть их мы можем позволить себе теперь, очень многое придется отложить на завтра, просто потому, что это нам пока не по карману. И не раз некоторым народным депутатам, уверен, пришлось серьезно задуматься, сопоставляя щедрость своих предвыборных обещаний с реальными возможностями бюджета, нынешнее состояние которого вряд ли представляло себе большинство народных избранников.
И еще одно, пожалуй, самое главное: такой настрой Съезда утвердил статус перестройки, убедил многих из тех, кто до сих пор сомневался, в неотложной, острой необходимости ее революционных перемен, которые должны коренным образом изменить сами основы экономических, правовых, социальных отношений общества.
Да, все мы еще раз, еще глубже почувствовали и яснее увидели — положение требует перемен действительно революционных. Не случайно все чаще и чаще перестройку сравнивают с революцией, считают ее таковой. И не только в стране. Революция же, как известно,— это уже стало расхожим афоризмом — неизбежно ставит вопрос о власти.
На Съезде такой вопрос был поставлен и решен депутатами: Съезд принял на себя всю полноту законодательной и распорядительной власти. Пока нельзя точно сказать, как именно этот акт будет сформулирован в основном документе Съезда — его резолюции: текст ее дорабатывается депутатами, выверяется редакционной комиссией. Но суть, смысл его однозначен — отныне вся полнота высшей государственной власти в стране принадлежит Съезду народных депутатов СССР.
Власть Съезда — власть, воплощенная в народных избранниках, правящих от имени народа. Всех вместе и каждого в отдельности. Потому вполне закономерно, что очень многие выступавшие на заседаниях говорили о необходимости принять Закон о статусе народного депутата, отражающий его новую роль, возросшие права и ответственность: Верховному Совету поручена разработка такого Закона, его будут обсуждать и утверждать на осеннем Съезде, только что опубликовано постановление о подготовке проекта этого документа.
Он нужен уже сейчас, сегодня. Правда, на заседаниях специально была подчеркнута обязанность всех органов на местах: всемерно содействовать народным депутатам в их деятельности, предоставлять всю необходимую информацию, транспорт, помещения для приема избирателей и т. д. Но, похоже, на местах далеко не все руководители услышали как раз эту часть заседаний. Особенно, если дело касается тех депутатов, которые еще кандидатами были неудобны, не нравились местному аппарату. Такие письма от народных депутатов уже поступают в «Известия».
Такая ситуация не случайна, ее можно было предугадать, прогнозировать и без социологических методов. Ведь на местах сегодня власть того самого бюрократического аппарата, о которой говорилось на Съезде, которую отобрать у него, принять на себя как раз и должны народные депутаты. Теперь им уже в одиночку приходится в городах и районах отстаивать свои позиции, свое понимание народовластия, интересы своих избирателей. А значит — бороться с чиновниками, которые уж постараются «поставить на место» несговорчивых и неуправляемых. Нетрудно понять и то, на чьей стороне при этом своеобразном двоевластии все преимущества — депутата пока защищает лишь авторитет минувшего первого Съезда.
В корне изменить ситуацию может и должна только прочная опора на республиканские и местные Советы. Разумеется, в их обновленном виде, с новыми правами и обязанностями их депутатов, тоже избранных демократическим путем. Перестройка работы республиканских и местных Советов на принципах хозрасчета не случайно определялась депутатами Съезда как задача, имеющая не только экономическое, но и прежде всего политическое значение. Именно здесь все точки соприкосновения наших планов и глобальных решений с практикой повседневной жизни, ощутимые каждым контакты с Советской властью, о реальности и авторитете которой люди все-таки будут судить по самым будничным, но таким важным для семьи, человека делам — от очереди в магазине до размера пенсии инвалида.
Это выдвигает в ряд самых приоритетных и неотложных законов, как и подчеркивалось многократно в докладах и выступлениях депутатов, законы о республиканском хозрасчете и самофинансировании, о самоуправлении и местном хозяйстве, о выборах в республиканские и местные Советы. Эти важнейшие документы должны быть подготовлены для обсуждения и принятия Верховным Советом, комитетами и комиссиями его палат уже ко второму осеннему Съезду народных депутатов.
До осеннего созыва Съезд как бы делегирует власть избранному им Верховному Совету СССР. Он также стал более демократичным, работоспособным. Так, при его формировании в списках для голосования появились альтернативные кандидатуры, предусмотрена ротация состава. Но главное — две трех-, четырехмесячные сессии в год, постоянный характер работы закладывают основы принципиально иной роли его палат. Прежнее единодушное голосование за аппаратные проекты законов и крупнейшие государственные практические решения, даже с текстом которых едва ли успевали ознакомиться все депутаты, заменит теперь повседневная кропотливая работа над этими документами, их собственная разработка и обсуждение альтернативных вариантов. Это даст возможность и должно, наконец, избавить наше общество от скороспелых и «дырявых» законов, бреши в которых немедленно заполняются ведомственными, уничтожающими суть «разъяснениями» и инструкциями, от статей с «примами», от глобальных разорительных ведомственных проектов или афганских экспедиций.
...Верховный Совет уже открыл свою первую сессию, сформировал рабочие органы. С будущей недели начинают действовать комитеты и комиссии его палат. Им первым претворять в жизнь планы Съезда. Огромны масштабы работы, столь же огромна ответственность народных депутатов за точность и эффективность любого решения.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.