Ускорение прогресса

Без глубокого анализа производственных отношений нельзя уяснить, почему научно-технический прогресс порой протекает медленно и что надо сделать для его ускорения. В свое время среди ученых-обществоведов сложилось весьма упрощенное понимание социалистических производственных отношений. В частности, утверждалось, что сам факт их существования дает простор развитию производительных сил, неуклонному росту производства, повышению его эффективности. При этом игнорировались динамизм и изменчивый характер производственных отношений, их сложная, противоречивая структура.
С учетом актуальности и сложности этой проблемы, она включена в государственный план научных исследований по естественным и общественным наукам на 1986—1990 годы. Предусмотрены, в частности, разработка направлений совершенствования производственных отношений в целях поддержания их устойчивого соответствия динамично развивающимся производительным силам, а также определение критериев соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.



Совершенствование хозяйственного механизма призвано обеспечить более полное и эффективное использование экономических законов социализма. Своеобразие перемен в глубинных слоях производственных отношений, как справедливо отмечает академик Академии наук СССР Л. И. Абалкин, состоит в том, что речь идет не о сломе, не о замене одних отношений другими, а о раскрытии внутренних потенций этих отношений, о преодолении допущенных деформаций. Предстоит реализовать возможности общенародной собственности — самой высокой формы обобществления, достигнутой человечеством. Решить эту задачу можно только на основе демократизации хозяйственной жизни, развития самоуправления путем последовательного внедрения хозяйственного расчета, строгого соответствия меры труда и меры потребления, всемерного развития самостоятельности, инициативы и предприимчивости трудовых коллективов, развития социалистического соревнования.
Радикальная перестройка хозяйственного механизма, проводимая в нашей стране, базируется на последовательном осуществлении ленинского учения о демократическом централизме в управлении социалистической экономикой.
В. И. Ленин глубоко обосновал, что процесс обобществления производства, сама крупная машинная промышленность, основанная на общенародной собственности на средства производства, определяют централизацию народного хозяйства, общенародное хозяйствование, возрастание экономической роли социалистического государства. Без этого невозможно функционирование социалистической экономики на основе общехозяйственного плана. Однако В. И. Ленин ни в коем случае не допускал абсолютизации централизма. Наоборот, он подчеркивал, что централизм должен быть демократическим, базироваться на беспрепятственном развитии местной инициативы, местного почина и всемерно развивать творчество масс.
В настоящее время, с одной стороны, повышается действенность централизованного руководства экономикой, усиливается роль центра в реализации основных целей экономической стратегии партии, определений темпов и пропорций развития народного хозяйства, его сбалансированности. А с другой — решительно раздвигаются границы самостоятельности объединений и предприятий, поднимается их ответственность за достижение высших конечных результатов.
Важной чертой радикальной реформы управления народным хозяйством является то, что она началась с основного звена экономики — предприятия и объединения. Закон СССР о государственном предприятии (объединении) является исходным пунктом преобразования всего хозяйственного управления. Его принятие обеспечивает качественно новый подход к теоретической трактовке и практической реализации принципа демократического централизма. В связи с этим в докладе М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС отмечено: «Проблема рационального сочетания централизма и децентрализации встает и в связи с принятыми законами о государственном предприятии (объединении), о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности. Исходным пунктом в определении функций и структуры органов управления должны быть принципы, сформулированные в этих документах».
Новый тип демократического централизма, основанный на экономических методах управления и развитии самоуправления, означает глубокие сдвиги в распределении прав и обязанностей между высшими эшелонами власти и предприятиями и объединениями. Ныне, когда наша экономика приобрела колоссальные масштабы, когда перед нею встали принципиально новые задачи, повысился уровень кадрового потенциала и соответственно возросла сложность управления, центр призван сосредоточивать усилия на стратегических проблемах народного хозяйства, на соблюдении общенародных интересов, решительно освободившись от детальной регламентации работы низовых звеньев. Такой подход предполагает коренную перестройку центральных экономических органов, прежде всего Госплана СССР. Радикальные перемены нужны в деятельности отраслевых и территориальных органов.
Некоторые ученые полагают, что сохранение министерско-ведомственной системы управления (имеются в виду принципы работы) неизбежно приведет к возрождению старого хозяйственного механизма со всеми его недостатками. В этом, в частности, убеждает практика работы Госагропрома. Здесь ликвидирована межотраслевая (межминистерская) ведомственность сельского хозяйства и пищевой промышленности, однако возрождена внутриотраслевая ведомственность. Более прогрессивной формой управления является Бюро Совета Министров СССР по руководству комплексами отраслей (машиностроительным, топливно-энергетическим и т. д.). Ее принятие можно рассматривать в качестве шага к упразднению ряда министерств путем формирования системы мощных межотраслевых производственных объединений.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий