БОЛЬШИЕ ГОРОДА

Напомним, что в 1960 г. в Африке проживало 150 млн. человек. Численность городского населения может возрасти с 30 млн. в 1950 г. до 300 млн. к концу XX в. Особенно быстро растут большие города. Так, в 1950 г. в Африке был только один город с населением свыше 1 млн. жителей (Каир), в 1975 г. таких городов насчитывалось уже 10. В 2000 г. здесь, вероятно, возникнет 63 города-миллионера. В Каире к этому времени будет проживать 16,4 млн. человек, что равно современной численности населения ГДР. Плотность населения Африки возрастала ежегодно на 4—8%, исключение представляли районы Южной Африки, урбанизированные в значительной степени уже теперь. Это были самые высокие показатели темпов роста городского населения на земном шаре. Можно предполагать, что города в Африке вплоть до 2000 г. будут расти столь же быстрыми темпами, поскольку удельный вес городского населения на континенте пока сравнительно невысокий.



В некоторых странах столицы растут явно непропорционально по сравнению с другими городами. I Согласно оценкам ООН за 1974 г., в мире насчитывалось 12 городов, которые за период с 1970 по 1985 г удвоили численность населения. Почти во всех случаях I это столичные города. Население в столицах африканских стран в 1970—1980 гг. росло даже более быстрыми темпами, чем оценивалось специалистами ООН по максимальному варианту. Так, население столиц Замбии (Лусака) и Сенегала (Дакар) увеличивалось с ежегодным темпом более 15%. Численность населения столицы Нигерии (Лагос) и Кот-д'Ивуара (Абиджан) за период с 1960 по 1980 г. увеличилось в 10 раз. Одним из путей решения данной проблемы может служить строительство новых столиц.
. В Мехико в 1930 г. насчитывалось около 1,2 млн. человек, а в 1968 г. число жителей города составляло почти 7 млн. человек, в 1980 г. там проживало уже 15 млн. человек, т. е. наиболее значительное ускорение темпов роста населения города произошло именно за последнее десятилетие. Согласно расчетам, выполненным на базе 1976 г., в 1990 г. там будет проживать 22 млн человек (см. рис. 51), а по приводимой на Конференции ООН по проблемам городов (Рим, 1980 г.) оценке для 2000 г.— 40 млн. человек. Реализация программ по расселению населения Мехико — попытка несколько изменить ситуацию. Согласно новым оценкам, численность населения города будет составлять «только» 32 млн. человек. Несмотря на это, город представляет собой огромную массу людей, численность которых по своей величине больше численности людей в любом социалистическом государстве Европы (за исключением СССР и Польши). Хартум — столица Судана, в 1956 г. здесь насчитывалось 245 тыс. жителей. Среднегодовой темп роста численности населения города — 7%. Это означает, что удвоение его первоначальной численности произойдет через 10 лет. Последствиями такого процесса будут нехватка транспорта, малоблагоустроенные улицы и зачастую отсутствие электро- и водоснабжения в старых районах города. В трущобах, расположенных за пределами города, проживало в 1980 г. почти 35% населения. Дефицит энергии привел к тому, что были полностью вырублены леса вокруг города. В результате если бы и далее для энергоснабжения понадобились дрова, то их нужно было бы привозить из районов за 100 км от города. В качестве еще одного примера приведем Калькутту, древнюю столицу Индии. В 1980 г. в городе насчитывалось почти 10 млн. жителей. Ежегодно в Калькутту иммигрируют примерно 200 тыс. человек, которые приезжают туда в поисках работы и пропитания. Кроме того, в городе уже насчитывается 600 тыс. безработных, а также 100 тыс. нищих. Согласно официальным данным, в городе 200 тыс. людей, не имеющих крова; неофициально — их число достигает 400 тыс. Все эти «обитатели мостовых» нищенствуют, собирают отбросы и влачат жалкое существование. Поэтому предполагаемое к 2000 г. удвоение численности населения города до 20 млн. (Калькутта может стать пятым по величине населения городом мира) — удручающий прогноз. Инфраструктура города, создаваемая еще во времена британского господства, была приспособлена для населения в 1 млн. жителей. Так, общественный транспортный парк, насчитывающий только 800 автобусов и 400 трамваев (что соответствует величине транспортного парка Лейпцига в ГДР), постоянно выходит из строя из-за перегрузок.
Следует указать, что во многих развивающихся странах прилагаются усилия, направленные на разрешение таких проблем. Строятся различные промышленные предприятия. Таким образом создаются рабочие места вне центральных городов, во многих странах основываются новые столицы (Бразилия, Нигерия и др.). Разрабатываются и разнообразные программы по улучшению инфраструктуры, в частности обеспечения населения водой. В то же время становится ясно, что основой для решения проблем, связанных с урбанизацией, должны стать социальные измене^ ния, составная часть которых — ориентация государств на социалистическое строительство. Так, социалистическая Куба, где до революции возникали аналогичные проблемы,— пример их решения не только для стран Латинской Америки.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий