Диалектико-материалистическое мировоззрение

Мы не встречаем у Маркса и Энгельса прямого определения диалектико-материалистического мировоззрения как идеологии. И это совершенно закономерно, поскольку они стояли только у истоков новой идеологии, которая хотя и выражала коренные интересы пролетариата, но еще не была им усвоена, понята и тем более применена. Она была известна и воспринята той частью интеллигенции, которая стояла на позициях пролетариата, и относительно немногими передовыми, наиболее образованными пролетариями в самых развитых странах Западной Европы. Для того чтобы эта новая идеология стала реальным сознанием миллионов пролетариев, рабочему классу, писал Ф. Энгельс, необходимо «...просвещать себя по всем теоретическим вопросам, все более и более освобождаться от влияния традиционных, принадлежащих старому миросозерцанию, фраз и всегда иметь в виду, что социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, то есть чтобы его изучали»,



Маркс и Энгельс научно разработали политические, правовые, эстетические, этические и философские взгляды пролетариата, обнажили социально-экономические, гносеологические и исторические корни религии, и, подвергнув ее уничтожающей критике, создали ту самую систему взглядов, которую В. И. Ленин призывал развивать далее как пролетарскую идеологию.
Таким образом, в теоретическом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу об идеологии четко прослеживаются две линии.
Первая — это использование термина «идеология» в традиционном смысле для обозначения иллюзорного сознания. Другая же линия обнаруживается тогда, когда основоположники научного коммунизма формулируют материалистическое понимание истории, доказывают первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию, а общественное сознание рассматривают в качестве активного отражения общественного бытия. Создав новое пролетарское, коммунистическое мировоззрение, теоретически обосновав историческую роль рабочего класса, раскрыв его коренные интересы, основоположники марксизма-ленинизма указали пути его борьбы, т. е. создали научную идеологию.
В. И. Ленин во всех своих произведениях развивал далее именно эту марксистскую трактовку: идеология, как выражение классового характера идей, их активной роли в обществе, может быть адекватным идейным отражением действительности. В свое время на вопрос народников, где у Маркса капитальный труд, в котором было бы изложено его материалистическое понимание истории, Ленин ответил, что у Маркса нет ни одной работы, в которой не излагалось бы материалистического понимания истории. Точно так же с полным основанием можно сказать, что какие бы вопросы ни были предметом ленинского анализа, он неизменно обращался к проблемам идеологии.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.