Экономические методы управления хозяйством

Практика изъятия средств у предприятий одних отраслей и выделения их другим не стимулирует заинтересованности трудовых коллективов в повышении рентабельности производства. Поэтому одно из главных направлений коренной перестройки хозяйственного механизма состоит в том, чтобы путем нормативного распределения прибыли между предприятием (объединением), министерством и государством добиться прямой зависимости между хозяйственными показателями и той частью прибыли, которая остается в распоряжении коллектива.
В интересах усиления экономических методов управления народным хозяйством перестраивается финансово-кредитный механизм и система ценообразования. Новый механизм финансирования, кредитования и ценообразования призван всемерно содействовать ускорению научно-технического прогресса, росту интенсификации производства, ресурсосбережению, обеспечению сочетания общегосударственных, коллективных и личных интересов. В целом же он направлен на повышение эффективности экономики, внедрение принципов хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования объединений и предприятий. С этой целью предприятия освобождаются от мелочной опеки и со стороны финансовых органов.



Повышается роль банков и их ответственность за развитие экономики. Для этого, в частности, предусмотрены меры по превращению кредита в действенный экономический рычаг в новых условиях хозяйствования, неуклонному соблюдению основополагающих принципов кредитования, укреплению платежной дисциплины, недопущению использования кредита на покрытие убытков и бесхозяйственности.
Переход на экономические методы позволит сделать управление народным хозяйством более гибким и эффективным, способным поддерживать все ценное, что рождает практика, что диктуется потребностями ускорения социально-экономического развития страны.
Решающим условием создания механизма социально-экономического ускорения партия считает рост активности людей, демократизацию всех сторон хозяйственной и общественной жизни. С учетом этого в стране создается механизм реального вовлечения всех трудящихся в решение государственных и общественных дел.
В. И. Ленин строительство и развитие социализма неразрывно связывал с возрастающей ролью трудящихся масс, с их сознательной активной деятельностью. «Чем больше размах, чем больше широта исторических действий,— отмечал он,— тем больше число людей, которое в этих действиях участвует, и наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов».
Курс на революционную перестройку исходит из необходимости демократизации всех сторон жизни общества.
Развитие демократизации на производстве — это не только важнейшее направление развития социалистического демократизма, но и необходимое условие повышения действенности производственных отношений, усиление их стимулирующего влияния на развитие социалистической экономики и общества в целом.
Практическая задача состоит в том, чтобы создать такие формы организации производства и управления, которые позволят каждому труженику чувствовать себя подлинным хозяином предприятия.
Практика социалистического строительства родила многообразные формы участия трудящихся в управлении производством. В жизни трудовых коллективов большую роль играют партийные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации. Возрастает роль рабочих собраний (конференций), советов бригад и цехов. В настоящее время очень важно эти формы производственной демократии наполнить новым содержанием.
Современный этап перестройки, переход на новые методы хозяйствования предполагают наделение трудовых коллективов полномочиями по решению производственных, социальных и кадровых вопросов, выборности руководителей разных уровней. Это означает принципиально иной характер участия трудящихся в управлении производством, существенное повышение роли и ответственности коллектива за результаты своей деятельности. Ведь благополучие коллектива, удовлетворение социальных потребностей людей в значительной, даже решающей степени зависят от способностей и самоотдачи руководителей предприятий, производственных подразделений. Поэтому выборы управленческих кадров, их отчетность и подконтрольность коллективу позволяют, с одной стороны, исключить в значительной мере ошибки в хозяйствовании, а с другой — способствуют формированию качественно новых взаимоотношений и взаимодействий трудовых коллективов и руководителей.
Новым шагом в развитии самоуправления является создание советов трудовых коллективов. Они выполняют полномочия трудовых коллективов в период между собраниями (конференциями). В Законе СССР о предприятии (объединении) отражены функции советов: они заслушивают администрацию о результатах деятельности предприятий, осуществляют контроль за выполнением решений общих собраний, за использованием средств поощрительных фондов, принимают решения об условиях социалистического соревнования и другие.
Таким образом, радикальная реформа хозяйственного механизма носит комплексный характер и охватывает планирование, финансирование, стимулирование, ценообразование, снабжение, организационные структуры, все уровни управления общественным производством, все стадии воспроизводственного цикла и все факторы экономического роста. Осуществление радикальной реформы хозяйственного механизма предполагает разработку целостной теоретической концепции.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий