ГРАМОТНОСТЬ И РОЖДАЕМОСТЬ

Общее число неграмотных в мире с 1980 по 2000 г. возрастет примерно с 814 до 956 млн. человек. Большинство среди неграмотных составляют женщины (примерно 60%).
Проблема неграмотности в наиболее острой форме проявляется в странах Африки, Азии и Латинской Америки. В 23 странах этих регионов доля неграмотных — свыше 70% населения.
Следует отметить позитивные тенденции в борьбе с неграмотностью. Так, число неграмотных увеличилось с 1950 по 1970 г. лишь на 83 млн. человек, а количество умеющих читать и писать — на 625 млн. человек. Во многих странах проводятся мероприятия по ликвидации неграмотности, с помощью которых число неграмотных существенно сокращается (например, в Анголе, Эфиопии).



Распространение грамотности не следует рассматривать односторонне, как кампанию по обучению чтению и письму. Прежде всего, это средство подготовки людей к выполнению ими их социальной, гражданской и экономической роли в обществе. В рамках ликвидации неграмотности возможно, например, проводить разъяснительную работу относительно ограничения рождаемости, а также достаточно успешно рекламировать санитарно-гигиенические мероприятия по ограничению числа детей в семье. В этой связи представляется справедливой формула: грамотность способствует ограничению рождаемости. Согласно данным исследования, проведенного в Мексике в 1975 г., в семьях безземельных крестьян насчитывается в среднем 4,4 ребенка; причем матери в основном неграмотны; если женщина окончила начальную школу, то среднее число детей в такой семье 2,7 ребенка. Важную роль здесь играет возраст вступления в брак. Женщины без образования вступают в брак значительно раньше.
Возможности решения определенных проблем с помощью ликвидации неграмотности ни в коем случае не должны переоцениваться. Чтобы уровень образования не отставал от темпов роста численности населения, в Африке за период с 1980 по 2000 г. необходимо увеличить количество школ в 3 раза, в Латинской Америке — в 2 раза. Следует заметить, что не всегда понятие о грамотности населения полностью соответствует европейским представлениям. В КНР, например, число неграмотных сократилось с момента переписи 1964 г. к моменту переписи 1982 г. с 38,1 до 23,5%. Однако в 1982 г. в число грамотных включались лица старше 12 лет, которые могут прочитать лишь небольшое число китайских иероглифов (например, 100).

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий