ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ И ЭМОЦИИ

Взгляд публициста
Вечером, завершавшим первый день работы в Кремле второго Съезда, пишущий эти строки пытался совместить два дела: смотреть по телевидению запись выступлений народных депутатов, «утрясавших» повестку дня, и читать полученный накануне доклад правительства по вопросу, который стал главнейшим в нашей жизни и должен стать «гвоздевым» на Съезде: об оздоровлении экономики и перспективах хозяйственной реформы.
Что можно сказать? Два разных дела — два совершенно разных ощущения.
Никто не ждал, разумеется, что Съезд пойдет гладко, без сучка, без задоринки. Но за спиной депутатов опыт уже и первого Съезда с его не очень плодотворной, так сказать, «стартовой» митинговостью. Позади и опыт двух сессий нашего парламента, сумевших от митингования перейти к работе более слаженной, создавшей основательный задел для данного, второго Съезда. Но, увы, Кремлевский Дворец опять бурлил, словно площадь. Было и так, что Съезд напоминал большой урок информатики для взрослых — когда осваивал электронную систему голосования. «Депутаты нажимали не те кнопки»,— констатировал вечером комментатор теленовостей.



Ну что ж, кнопки — дело наживное. И, в конце концов, оно вроде пошло. А вот эмоции, недостаток парламентской, да и общей культуры — они по-прежнему часто
брали верх над государственной мудростью, чем и оттягивали рассмотрение главного вопроса — об экономике. Знакомясь с докладом по этому вопросу, видишь солидный совместный труд ученых, правительства, отработавших концепцию плана социально-экономического развития как на следующий, последний год текущей пятилетки, так и на будущую, тринадцатую пятилетку в
целом. Главные особенности будущей пятилетки в связи с изменением форм собственности — это делегирование прав и ответственности на места, социальная переориентация народного хозяйства, это установление принципиально новых взаимоотношений между центром и союзными республиками, а также органами власти на местах, их переход на принципы самоуправления и самофинансирования.
В новом пятилетнем плане требования экологии выступают не просто в качестве ограничителей промышленного развития — тринадцатая пятилетка, подчеркнул докладчик, должна стать переломным этапом на пути к достижению необходимого уровня окружающей среды.
Общий же и главный мотив пятилетки — касается ли это госзаказа, внешней торговли или создания совместных предприятий, других направлений экономической деятельности — последовательная замена административно-командных методов экономическими, правовыми методами и инструментами.
Шесть лет — такой срок отведен на полную смену хозяйственного механизма. Программа его замены основана на проработке разных вариантов. В ней по этапам и разделам представлен дальнейший ход реформы, конечная цель которой, как считают ее авторы,— здоровая экономика, способная обеспечить высокую эффективность производства, благосостояние народа на уровне современных стандартов, социальную справедливость, решение наиболее острых проблем экологии.
Можно предвидеть возражение: какой смысл обсуждать сейчас программу, пока нет законов о собственности, о земле; не случайно были предложения рассмотреть проекты этих законов немедленно — на данном Съезде, Д° весны.
Как не понять это нетерпение? Но программа (точнее, предложенный правительством проект) построена так, что законы о собственности, о земле, как только их примут, заработают вместе, в общей упряжке, в общем направлении. Хватит колебаться, призывал в своем докладе глава правительства, надо эмоции направить в русло практических дел. Самое неотложное из них — всемерное наполнение потребительского рынка: больше продуктов, товаров народного потребления, услуг.
Программой предусмотрена большая работа по социальному подъему села. Но чтобы вложения дали, наконец, отдачу, предусмотрено не просто выделить их, а поднять заинтересованность села в их эффективном освоении. Для этого надо покончить с уравниловкой, когда сильные хозяйства вынуждены тянуть на себе, подкармливать слабых. Что же касается последних, то преодолевать их убыточность намечено путем применения современных форм хозяйствования, в том числе путем создания арендных предприятий, кооперативов и крестьянских хозяйств, широкого применения коллективного и индивидуального подрядов.
Не может быть здоровой экономики при больных финансах. И программа предлагает пути финансового оздоровления, включая выпуск акций, более активное использование процентных ставок в Сберегательном банке, внутренние и государственные займы, введение с 1991 года единой налоговой системы.
Активизация процентной политики, перекрытие каналов для эмиссии наличных денег, борьба с теневой экономикой, совершенствование структуры экспорта и импорта— эти и другие меры также предложены правительственной программой. Значительные ее разделы посвящены госзаказу, улучшению дел в инвестиционном комплексе, изменению положения в оптовой торговле.
Но прервемся. Значит ли перечень всех названных мер, направлений и этапов, что программа безупречна, закрыта для встречных предложений, дополнений, критики? Нет! А что без критики не обойтись, -было ясно еще в канун Съезда, когда группа народных депутатов от комсомола раскритиковала проект в пух и прах — за половинчатый характер, за приверженность стереотипам командной системы. Громы на этот счет раздались и в первых выступлениях по докладу.
Что же делать — времена единодушных одобрений прошли. И, слава богу. В конце концов, чем больше критики, тем больше гарантий, что Съездом будет принят крепкий документ, способный стать надежным ориентиром в перестройке.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий