ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Марксистско-ленинская теория идеологии

Термин «идеология» появился в литературе в конце XVIII — начале XIX в. Он весьма широко использовался в произведениях французских ученых. Пионером был Дестют де Траси, который в своем труде «Этюд о способности мыслить» использует слово «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее в другом своем произведении — «Элементы идеологии» — он подробнее развивает это понятие: идеология — это наука о возникновении и развитии идей, о законах человеческого мышления.
Сегодня, указывая, что понятие идеологии возникло в XVIII в., многие буржуазные философы стремятся тем самым доказать, что именно тогда и появилась сама идеология, а до этого времени существовала некая доидеологическая эпоха, к которой они относят древний мир и средние века. Буржуазные теоретики связывают появление идеологии с периодом некоторого спада религиозной веры в Европе в XVIII—XIX вв., так как именно тогда, по их мнению, появился «класс интеллектуалов».



Такое понимание вопроса о времени возникновения идеологии неверно, т. к. появление самой идеологии смешивается с появлением понятия, термина «идеология».
История общественной мысли свидетельствует о том, что многие термины науки появляются значительно позднее, чем сами социальные явления, которые они отражают. Следует учитывать также, что в ходе развития познания изменяется и содержание научных терминов.
Идеология как выражение классовых интересов возникла еще в древности, когда происходило разделение труда на физический и умственный, когда формировался первый господствующий класс — рабовладельцы. Идеология возникла как закономерное и необходимое явление классового общества, и в качестве такового она присуща всем историческим формам последнего. С возникновением буржуазных отношений значение и влияние идеологии возросли, что и обусловило появление довольно больших по численности групп людей, которые стали заниматься идеологической деятельностью — теоретической разработкой интересов господствующего класса и распространением идей этого класса.
Вплоть до возникновения в капиталистическом обществе пролетариата идеология существует как теоретическое выражение интересов эксплуататоров. Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс используют понятие идеологии главным образом для характеристики ложного сознания, искаженного отражения объективных общественных отношений; они показали, что искажение реальных взаимосвязей и существующих отношений происходит в обществе, разделенном на антагонистические классы. Сознание этого изуродованного мира закономерно выступает как ложное сознание. Такое ложное сознание и определяется Марксом как идеология. Однако из такой позиции закономерно следует, что возможны такие общественные отношения, которые отрицают изуродованный антагонизмами мир и его ложное сознание.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий