КАКИМ БУДЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

Почти полтора месяца длилась в комитетах и комиссиях советского парламента углубленная проработка плана и бюджета страны на 1990 год. За это время внесены и рассмотрены десятки, если не сотни самых разнообразных предложений, поправок и дополнений. Многие из них вошли в окончательную редакцию этих двух документов, реализация которых призвана стабилизировать, оздоровить экономическую обстановку в стране.
Там, в комиссиях и комитетах, кипели жаркие споры, схлестывались мнения и взгляды участников дискуссии по поводу современной ситуации в народном хозяйстве. Но в ходе этих дебатов рождались и общие позиции взаимопонимания между правительством и народными Депутатами, шел поиск взаимоприемлемых решений. Наверное, именно поэтому на пленарных заседаниях сессии Верховного Совета эмоции уступили место анализу, расчету, а большинство выходивших на трибуну размышляли, как лучше и эффективнее реализовать ключевые положения плана, обеспечить выполнение бюджета.



Продолжая на утреннем пленарном заседании 31 октября начатые в предыдущий день прения, народный депутат Н. А. Назарбаев отметил: план и бюджет сверстаны продуманно, с современными подходами, их следует принять. Однако никакие позитивные намерения, заложенные в этих документах, не станут реальностью, если на местах не будет проведена большая организаторская работа, мобилизация всех сил и ресурсов. Говоря о дефиците времени, отведенного самой жизнью для стабилизации обстановки в стране и отдельных ее регионах, депутат предложил не проводить в этом году Съезд народных депутатов СССР, а использовать мощный потенциал депутатского корпуса для решения неотложных народнохозяйственных задач.
Председательствующий на утреннем заседании М. С. Горбачев предоставляет слово народному депутату А. М. Емельянову. Ситуация у нас непростая везде, говорит он. Наверное, нет в стране ни одной сферы, где все было бы более или менее благополучно. Поэтому многие депутаты встретили на первом этапе обсуждение проектов плана и бюджета остро критически.' Но потом была большая работа в комитетах, были найдены не только компромиссные пути, но и принципиально новые решения.
Призвав участников сессии утвердить план и бюджет, А. М. Емельянов вместе с тем указал и на целый ряд их уязвимых мест. В частности, явно завышены запланированные цифры производства и заготовки зерна. Нужно, по мнению депутата, коренным образом менять экспортно-импортную политику, резко сокращать в агропромышленном комплексе число всевозможных управленческих контор и структур.
Поддержав проекты плана и бюджета, народный депутат В. А. Боровков сосредоточил основное внимание в своем выступлении на вопросах производства спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты для работающих во вредных отраслях и экстремальных условиях. А народный депутат И. А. Каримов говорил о сложных экономических и демографических проблемах среднеазиатских республик, в частности трудоустройства молодежи.
Чтобы план будущего года был выполнен успешно, требуется пересмотреть взаимоотношения предприятий и министерств, сказала народный депутат С. И. Корнева.
Народный депутат В. Э. Г. Бресис указал на несогласованность проектов плана и бюджета с новыми принципами перехода республик и регионов на хозрасчет. Политика централизованных поставок мешает самостоятельности республик, отметил он.
...На пленарном заседании 30 октября после выступлений председателя Плановой и бюджетно-финансовой комиссии Совета Союза В. Г. Кучеренко и председателя
комиссии Совета Национальностей по вопросам социального и экономического развития союзных и автономных республик, автономных областей и округов Э. И. Вилкаса слово было предоставлено первому заместителю Председателя Совета Министров СССР Л. А. Воронину, а затем — министру финансов В. С. Павлову. Члены правительства детально проанализировали проекты плана и бюджета на 1990 год в свете предложений и дополнений, высказанных народными депутатами СССР |в ходе обсуждения этих документов на заседаниях комитетов и комиссий нашего парламента, обосновав, почему правительство приняло или отвергло те или иные замечания и поправки.
После заслушивания докладов начались прения. Председательствующий М. С. Горбачев предложил установить время обсуждения для каждого выступающего в пределах десяти минут, поскольку к этому моменту для участия в прениях записались 78 депутатов. Предложение было принято участниками сессии.
В своем выступлении народный депутат А. В. Власов, одобрив в целом проект плана и бюджета страны на будущий год, познакомил присутствующих с программой их реализации в РСФСР, высказал ряд замечаний по некоторым положениям рассматриваемых документов. На этом завершилось утреннее пленарное заседание.
На вечернем заседании прения продолжил народный депутат А. М. Яковлев. Он сказал, что не следует задерживать утверждение предложенных проектов, поскольку такая задержка, в свою очередь, затормозит выполнение программы будущего года. Верховный Совет не должен подменять в данном случае правительство, тем более что сегодня обсуждаются лишь основные направления социально-экономического развития страны, которым еще предстоит пройти детальную «обкатку» в союзных и автономных республиках, краях и областях.
Председатель Комиссии Совета Национальностей по товарам народного потребления, торговле, коммунально-бытовым и другим услугам населению Г. Н. Киселев, говоря о программе производства непродовольственных товаров, отметил: по одним из них ситуация в стране сложилась чрезвычайная, а по другим — близка к тому же. Членов возглавляемой им комиссии удовлетворяют намеченные проектом плана темпы роста в группе «Б», но вызывает сомнение их реальность. Ведь до сих пор нет договоров на поставки в торговую сеть товаров на 28миллиардов рублей. Планируемый прирост не обеспечен материальными ресурсами.
Есть достаточные основания, сказал народный депутат Н. П. Шмелев, чтобы принять предложенные правительством план и бюджет. К дефектам проекта депутат отнес слишком высокий уровень эмиссии, что неизбежно ведет к росту инфляции. Мог бы быть, по его мнению, меньшим и дефицит бюджета. Этот дефицит, считает депутат, можно было бы сократить, уменьшив государственные дотации отстающим сельскохозяйственным производствам. Нет и достаточных обоснований тратить десять миллиардов рублей на помощь странам «третьего мира» — это для нас сейчас непозволительная роскошь.
Народный депутат В. А. Масол предложил утвердить проекты плана и бюджета на 1990 год, но при этом отметил недостаточную проработку в них путей решения комплекса вопросов, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении, с обеспечением жильем увольняющихся в запас военнослужащих. Депутат коснулся также трудных проблем материально-технического обеспечения в аграрно-промышленном комплексе и капитальном строительстве.
О причинах серьезных недостатков в работе железнодорожного транспорта говорил народный депутат А. А. Сапегин. Ускорение доставки грузов на один час в масштабе всей страны дает дополнительную прибыль 700 миллионов рублей. Но как получить эти средства при нынешней низкой технической оснащенности наших железных дорог? Устарели и исчерпали свои ресурсы десятки тысяч электровозов, тепловозов, вагонов. Пришли в полную негодность 15 процентов шпал. Дефицит полувагонов достиг 60 тысяч штук. Экономисты подсчитали, что неполное использование возможностей наших стальных магистралей, сказал депутат, приносит стране ежегодный убыток 10 миллиардов рублей. Выступающий высказался за утверждение предложенных плана и бюджета, потому что в них содержится программа вывода отрасли из тупика.
Самый плохой план — это план, принятый поздно. Вот почему народный депутат В. И. Лисицкий настоятельно призывал незамедлительно утвердить предложенные к рассмотрению документы, а оставшееся до окончания работы сессии время посвятить «доводке» пакета основных экономических законопроектов.
С просьбой переориентировать не менее трети строительных мощностей на сельское строительство обратилась к участникам сессии народный депутат Н. В. Лемешева. Ведь сельское хозяйство, сказала она, это корневая система государства. Состояние этой системы у нас оставляет желать лучшего.
О ходе обсуждения проектов плана и бюджета сообщил председатель Комиссии Совета Союза по вопросам труда, цен и социальной политики Н. Н. Гриценко. 20 предложений и дополнений выдвинула комиссия, и все они в результате диалога с правительством внесены в представленные сегодня сессии документы. Говоря о текущих проблемах, народный депутат предложил задуматься о перспективах следующей пятилетки, дать Совету Министров предпроектное задание по разработке, ее основных направлений. Он категорически возразил против какого бы то ни было повышения розничных цен в нынешней пятилетке (такие предложения в последнее время звучат с трибун различных совещаний, со страниц некоторых газет и журналов, в передачах радио и телевидения).
В прениях также приняли участие народные депутаты А. К. Орлов, Н. Н. Энгвер, Н. И. Сотников.
Перед окончанием вечернего заседания было принято постановление о досрочном прекращении полномочий народных депутатов СССР В. В. Никитина, В. И. Мельникова, Н. Н. Воронцова, вошедших в состав правительства.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий