КИТАЙ В УСЛОВИЯХ ПРОБУЖДЕННОЙ АЗИИ

Начало XX века в Китае ознаменовалось массовым стихийным антиимпериалистическим выступлением, известным в истории под названием восстания ихэтуаней. Объединенному фронту империалистических государств при попустительстве цинских властей удалось жестоко расправиться с повстанцами и навязать Китаю дополнительные неравноправные условия, превращавшие страну по существу в полуколонию.
Цинская монархия фактически не оказала никакой реальной помощи повстанцам и попыталась направить борьбу ихэтуаней в русло антииностранного фанатизма— уничтожения всего иностранного («изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы» — распевали ихэтуани) и укрепления реакционного, изоляционистского режима. В атмосфере нарастания антицинских настроений в китайском обществе правительство попыталось выйти из кризиса путем проведения некоторых реформ, провозглашения «новой политики», предусматривавшей реорганизацию армии, полиции, смягчение торгово-промышленного режима (создание министерства торговли) и предоставление некоторых льгот национальной буржуазии.
Маневры цинского двора не смогли, однако, предотвратить антицинского брожения в китайском обществе.


В ответ на введение правительством дополнительных налогов для выплаты контрибуции в 1901 —1902 гг. в столичной провинции Чжили развернулось крестьянское восстание под руководством Цзин Тинбина, быстро перекинувшееся на соседние северные провинции. Повстанцы создали народную армию численностью до 350 тыс. человек. В 1903—1904 гг. крестьянские восстания под лозунгом «да Цин, фу Мин» («уничтожим Цинов, восстановим Минов» — китайскую династию Мин) вспыхнули в южных провинциях Юньнань, Гуандун, Гуанси. Для подавления восстаний правительству приходилось использовать крупные воинские части и вступать в открытое противоборство с широкими народными массами.
Кризис режима не смогли смягчить ни сохранявшееся еще определенное влияние Цинской династии в кругах чиновничества и помещиков, ни движение реформаторов, руководимое Кан Ю-вэем и Лян Ци-чао .
Руководство движением за обновление Китая переходило к новым лидерам, понимавшим необходимость проведения в стране радикальных революционных преобразований, прежде всего свержения цинского монархического строя и создания демократической республики.
С 1894 г. на политической арене появился молодой Сунь Ятсен, ставший вождем и учителем китайского революционного движения.
После неудачного обращения к видному сановникуцинского двора Ли Хун-чжану с просьбой принять и выслушать его соображения по вопросу проведения реформ Сунь Ятсен эмигрировал на Гавайские острова и в ноябре 1894 г. создал там «Союз возрождения Китая» («Синчжунхуэй»), поставивший цель «избавить наш народ от страшных бедствий, поддержать наш великий Китай и не дать ему пасть окончательно».
В 1895 г. под руководством Сунь Ятсена были созданы отделения союза в Гонконге и Гуанчжоу, и при содействии членов тайных антиманьчжурских обществ в октябре 1895 г. была предпринята попытка вооруженного восстания в Гуанчжоу, окончившаяся неудачей. Сунь Ятсен и некоторые члены союза вынуждены были эмигрировать в Японию.
Наступившее после провала заговора в Гуанчжоу некоторое затишье в деятельности союза и других организаций постепенно преодолевалось. В первые годы XX в. появилось множество различных небольших революционных групп, союзов, готовившихся к выступлению против цинской монархии и империалистического господства в Китае.
В 1905—1906 гг. под влиянием подъема национально-освободительного движения в Азии, когда, как отмечал В. И. Ленин, «пробуждение к политической жизни азиатских народов получило особенный толчок от русско-японской войны и от русской революции», в Китае начался процесс консолидации революционных сил, решительного преодоления влияния монархических, реформаторских течений.
Сунь Ят-сен выступил с резкой критикой Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао. Он призывал к решительному отмежеванию от монархистов, какими бы «прогрессивными» и «революционными» лозунгами они ни прикрывались. «Революция и монархизм, — писал Сунь Ят-сен, — вещи настолько же различные и несовместимые, как белое и черное... Цель революционера — свергнуть маньчжуров и возродить Китай, цель монархиста — помогать маньчжурам и хранить верность цинской династии. Деятельность и принципы революционеров и монархистов противоположны: они идут по диаметрально противоположным путям, их интересы сталкиваются, они антагонистичны, как вода и огонь».
Для осуществления своих революционных целей он выступал за объединение разрозненных революционных союзов и групп и создание объединенной революционной партии. Эту идею Сунь Ят-сену удалось осуществить в 1905 г. 18 сентября 1905 г. в Токио состоялся Учредительный съезд, провозгласивший создание «Объединенного союза» («Тунмэнхуэй»). Съезд избрал руководящий орган, председателем которого стал Сунь Ят-сен, а также принял программные документы: Устав, Клятву, Декларацию военного правительства.
В 1906 г. Сунь Ят-сен изложил свое учение о «трех народных принципах». Первым принципом, выражавшим и первоочередность задач революции, Сунь Ят-сен считал национализм, сущность которого он сводил к свержению инородной маньчжурской династии и созданию национального (ханьского) государства. Сунь Ят-сен при этом делал оговорку: «Мы питаем ненависть не ко всем маньчжурам, а лишь к тем из них, кто чинит вред ханьцам. Если во время революции маньчжуры не будут мешать нам, то нам незачем враждовать с ними». При таком ограниченном толковании задач национальной революции Сунь Ят-сен обходил вопросы восстановления национального суверенитета, нарушенного империалистическими державами, и не призывал к аннулированию неравноправных договоров, навязанных Китаю.
Вторым принципом Сунь Ят-сен объявлял народовластие, «составляющее основу политической революции». Хотя он признавал, что и после осуществления национальной революции в Китае, где в течение нескольких тысячелетий «господствовал самодержавный строй, сохранятся еще корни этой отвратительной системы», тем не менее, он не видел необходимости решения революционным путем социальных проблем, заявляя, что «со всей остротой социальные проблемы встанут перед нами лишь в будущем», что следует «найти способ улучшить нашу социально-экономическую систему и тем самым предотвратить социальную революцию». Третий принцип — народное благоденствие, выражавший утопические мечты, носил декларативный характер и не мог быть осуществлен, ибо конкретное содержание выдвигаемой Сунь Ят-сеном экономической программы сводилось лишь к передаче земельной ренты государству, т. е. к национализации земли.
В. И. Ленин, критикуя утверждения Сунь Ят-сена о возможности «предупреждения» перехода Китая на капиталистический путь развития и видя в этом проявление народничества, отмечал: «Ирония истории состоит в том, что народничество во имя «борьбы с капитализмом» в земледелии проводит такую аграрную программу, полное осуществление которой означало бы наиболее быстрое развитие капитализма в земледелии».
Сунь Ят-сен в этот период не владел методом научного анализа, допускал противоречивые выводы и наивно аргументировал их, в результате чего в теории он невольно оказывался на позициях мелкобуржуазного ««социалиста»-реакционера». Однако теоретические заблуждения Сунь Ят-сена не умаляли значения его революционной политической практики.
Как истинный революционер-демократ, он вел бескомпромиссную борьбу за счастье трудового народа, неустанно стремился к установлению национального и социального равенства, народовластия. «Совершая революцию, — говорил Сунь Ят-сен, — мы должны будем создать государство не просто народное, но и социалистическое». Сунь Ят-сен, разумеется, был далек от научного социализма, тем не менее, он осознавал и решительно осуждал зло, причиняемое трудовому народу кучкой богачей-монополистов. «Что касается такого зла, как монопольное право кучки богатых на эти доходы (от дифференциальной ренты),— говорил Сунь Ят-сен,— то оно, разумеется, должно быть уничтожено навсегда».
Ближайшие задачи китайской революции — свержение маньчжурской монархии и создание демократической республики в Китае — ставились Сунь Ят-сеном перед китайским народом предельно четко. Углублявшийся кризис цинской империи создавал реальные условия для осуществления этой задачи.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий