Недостатки сферы услуг.

Многие предприятия службы быта все заказы выполняют в удобное для населения время. Как показывает опыт Донецкого объединения ремонта радиотелевизионной аппаратуры, достигается это прежде всего за счет внедрения прогрессивных форм организации труда, эффективного использования производственных фондов, экономного расходования ресурсов. В Кировоградской области широко применяется прокат бытовой техники, пользующейся повышенным спросом у населения. Благодаря такому подходу объем указанных услуг за прошедшее пятилетие здесь утроился. Создаются уголки проката в селах Александрийского, Знаменского, Бобринецкого, Долинского и других районов.
Тем не менее низкое качество услуг вызывает справедливые нарекания трудящихся. Так, проведенное Госкомстатом УССР в 1987 г. изучение мнения потребителей показало, что от 64 до 80 % городских семей недовольны качеством выполненных службой быта заказов. Каждая третья семья не удовлетворена работой по пошиву и ремонту одежды, каждая четвертая — по пошиву и ремонту обуви, каждая пятая — по ремонту бытовой техники, легковых автомобилей, мотоциклов.



Практика свидетельствует, что в системе бытового обслуживания большими возможностями располагают крупные предприятия. Поэтому в отрасли наметилась тенденция к укрупнению объектов. Она проявляется в концентрации рабочей силы, оборудования. Основная часть реализованных услуг уже в настоящее время приходится на специализированные управления, заводы и фабрики, которые в состоянии эффективно эксплуатировать дорогостоящую сложную технику, контрольно-измерительные приборы. При всех несомненных плюсах укрупнению присущи и недостатки: предприятия удаляются от заказчиков. Поэтому важно иметь развитую сеть комплексных приемных пунктов, выступающих в роли посредников между производителями и потребителями услуг.
Процесс укрупнения в системе бытового обслуживания осуществляется путем преимущественного развития специализированных предприятий и организации выполнения индивидуальных заказов на базе массового производства услуг. Углубленная специализация позволяет шире внедрять научную организацию труда, способствующую быстрому росту его производительности и эффективности, рациональнее использовать материальные и энергетические ресурсы, оперативнее управлять производственными процессами, быстрее решать вопросы, связанные с техническим перевооружением отрасли. В условиях специализации достигаются также более высокие показатели фондоотдачи, рентабельности. На таких предприятиях широко внедряется комплексная система управления качеством. Во многом благодаря ей на житомирской областной фабрике «Индтрикотаж» процент сдачи продукции с первого предъявления достиг 92 %. Значительно выше на специализированных предприятиях и производительность труда. Так, выработка на одного механика по ремонту холодильников повышается на 10— 12 %. Вместе с тем при осуществлении специализации следует всегда учитывать интересы потребителей, добиваться рационального сочетания предприятий разных размеров, территориального и отраслевого принципов управления ими.
Улучшению бытового обслуживания населения способствует и внедрение централизованного приема заказов на починку телевизоров с помощью многомерной телефонной связи с единым номером. Такая система используется во всех областях республики, а в Донецке, Днепропетровске, Запорожье, Киеве и Одессе впервые в стране внедрены автоматизированные системы оперативно-диспетчерского управления ремонтными работами на основе вычислительного комплекса.
Комплексной программой развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы предусмотрено значительное увеличение объема услуг, оказываемых автолюбителям. Предполагается расширить сеть станций техобслуживания, постов по мелкому ремонту и мойке автомашин на бензозаправочных станциях, открытых автостоянок, кооперативных гаражей.
Интересы повышения качества бытового обслуживания населения требуют постоянного укрепления материально-технической базы отрасли, обеспечения оптимальной структуры ее основных фондов, то есть такого соотношения между их активной и пассивной частью, которое способно дать наибольший эффект. Критерием этого является уровень фондооснащенности и фондовооруженности службы быта. При определении фондовооруженности учитывается полная стоимость основных фондов, а при фондооснащенности — только стоимость оборудования. В республике наблюдается рост как первого, так и второго показателя Преобладающую часть все же составляют пассивные виды. На их долю приходится свыше 60 % основных фондов.
Неправильно было бы считать высокий процент пассивной части основных фондов недостатком. Ведь немало предприятий сервиса размещено в арендованных, слабо приспособленных помещениях. Поэтому сооружение новых объектов не только увеличивает пассивную часть основных фондов, но и способствует улучшению условий труда. Тем не менее нынешняя доля активных основных фондов не является достаточной. Опыт лучших предприятий бытового обслуживания свидетельствует: оптимальная структура фондов достигается тогда, когда их активная часть составляет не менее 45 %.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий