ПАРЛАМЕНТ ЗАВЕРШАЕТ РАБОТУ

Передают парламентские корреспонденты «Известий»
Последний день работы 2-й сессии Верховного Совета СССР начался 28 ноября с обсуждения отложенного накануне вопроса: об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане. Председательствовал на утреннем пленарном заседании А. И. Лукьянов. С сообщением от Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка выступил депутат Ю. В. Голик.
Начавшееся обсуждение показало, что основным предметом споров стала статья 4 проекта постановления, которая в предложенном виде гласила: «Не подлежат амнистии лица, принимавшие участие в умышленном убийстве людей (за исключением умышленного убийства, совершенного в состоянии сильного душевного волнения или при превышении пределов необходимой обороны)» Мнения по этой статье резко разделились.



А. И. Лукьянов предложил участникам сессии компромиссный вариант статьи 4, предусматривающий в каждом конкретном случае индивидуальный подход к амнистии. Дискуссия, в которой приняли участие депутаты В. М. Фалин, В. С. Подзирук, Н. Н. Энгвер, А. Д. Сахаров, М. А. Михеев, В. И. Цыбух, П. В. Шетько, С. В. Червонопиский, В. В. Финогеров, В. Н. Очиров, Н. В. Бритвин, Э. В. Бичкаускас, М. Н. Гаджиев, А. С. Колодезников, С. Ф. Ахромеев и другие, длилась достаточно долго. И голосование было поименным с отдельным рассмотрением статьи 4. За ее сохранение в проекте постановления проголосовали всего 64 депутата. Результаты голосования за принятие документа в целом таковы: за — 375, против — 2, воздержались — 5. Постановление вступает в силу с 15 декабря 1989 года.
Затем депутаты приступили к рассмотрению проекта Закона о внесении изменений и дополнений в статью 34 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Была также заслушана информация Комиссии Совета Союза по вопросам развития промышленности, энергетики, техники и технологии о ходе работы над проектом Закона о социалистическом предприятии.
...Накануне мы рассказали в репортаже из Кремля, как плодотворно началась на утреннем пленарном заседании 27 ноября последняя рабочая неделя второй сессии Верховного Совета СССР. Напоминаем: в течение двух с небольшим часов народные депутаты, вернувшись к ранее обсуждавшимся и отложенным для внесения поправок документам, приняли решения по четырем из них. Пожалуй, это были самые эффективные часы в недолгой пока еще истории нашего парламента. Не следует думать, что все решилось в зале заседаний палат Верховного Совета. Каждому вопросу, вынесенному на обсуждение сессии, предшествовала напряженнейшая, чуть ли не круглосуточная работа в комитетах и комиссиях, отнявшая у депутатов и оба выходных дня.
Мы сообщали в прошлом репортаже, что к проекту Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле сессия вернулась вскоре после первого перерыва в утреннем пленарном заседании. Осветим эти события несколько подробнее. С сообщением от имени двух комитетов выступили А. А. Никонов, А. А. Собчак. Начались прения. В них приняли участие депутаты И. Н. Шундеев, Б. Т. Палагнюк, Л. Ф. Валентинов и другие. Был высказан целый ряд соображений по законопроекту. Особенно волновало депутатов, чтобы новый закон в случае его принятия стал действительно «работающим».
Дискуссия, что называется, набирала обороты, когда настало время обеденного перерыва. Вопрос был отложен до вечера.
Здесь нужно отметить, что по просьбе Председателя Верховного Совета депутаты сдвинули вечернее заседание на час раньше обычного. Оно началось под председательством М. С. Горбачева с обсуждения проекта Закона об экономической самостоятельности Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР. Рассмотренный и принятый в первом чтении еще на первой сессии, этот законодательный акт стал предметом бурных споров и принципиальных расхождений по целому ряду положений в ходе сессии нынешней. 24 ноября, после длительных споров между участниками сессии, Верховный Совет поручил нескольким комитетам и комиссиям совместно с Советом Министров СССР и представителями групп народных депутатов от прибалтийских республик доработать этот документ с учетом множества замечаний и предложений, высказанных на пленарном заседании, а также поправок, представленных в постоянные формирования парламента рядом депутатов.
Председатель Комитета по вопросам экономической реформы В. М. Вологжин доложил о проведенной в согласительной комиссии работе, о том, что стороны, идя путем взаимного компромисса и поиска обоюдовыгодных решений, пришли наконец-то к согласию. Он охарактеризовал проект постатейно, указал на внесенные изменения и предложил утвердить документ без дополнительного обсуждения.
Затем на трибуну вышел заместитель Председателя Совета Министров СССР Л. И. Абалкин. Работа над этим законом, сказал он, проходит в сложной обстановке, в условиях серьезных противоречий. И сегодня мы имеем результат многомесячной работы, поиска, согласования противоречивых позиций. Это результат сближения подходов, сближения понимания проблем. Были проявлены добрые намерения и взаимные шаги к сближению при подготовке этого проекта. Надо сделать первый шаг — достаточно смелый, радикальный, подчеркнул Л. И. Абалкин, с тем, чтобы на опыте трех республик накопить определенный практический задел, который позволит лучше высветить возникающие здесь проблемы, И это будет важным шагом к тому, чтобы продвинуться дальше, в целом к решению проблем экономической самостоятельности всех союзных республик, налаживанию рациональных взаимоотношений между республиками, а также между республиками и Союзом ССР.
Заместитель главы правительства выступал скорее как эксперт, призванный с позиций науки и своего экономического опыта сделать заключение о проделанной в комитетах и комиссиях дополнительной работе над законопроектом. Однако многочисленные вопросы (в течение часа депутаты не отпускали Л. И. Абалкина с трибуны) посыпались именно на него.
Отвечая депутатам В. И. Алкснису, И. П. Зелинскому, В. А. Лабунову, Э. Ю. Юсупову, С. Ф. Ахромееву и другим, заместитель Предсовмина, в частности, подчеркнул: если бы был принят закон об общих началах руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках, легче было бы сегодня разобраться и в этом документе. И высказал мнение, что оба раза законопроект был отклонен без достаточных оснований.
М. С. Горбачев предложил перейти к постатейному голосованию. Однако без длительных споров удалось принять лишь преамбулу с небольшой поправкой депутата П. Г. Бунича. А далее пришлось при голосовании делить не только закон на статьи, но и статьи — на отдельные положения и пункты. Активно защищали законопроект депутаты А. В. Горбунов, К. Д. П. Прунскене, Ю. Р. Бояре, А. А. Плотниекс. Депутат В. А. Пальм сказал: представленный на утверждение законопроект — это единое целое. Если переделывать его заново и вносить бесконечно различные поправки в каждую статью, то он в конечном итоге превратится в ничто.
Депутат И. О. Бишер напомнил о принятой процедуре прохождения пленарных поправок через комиссии и комитеты, а уж после этого, если они заслуживают внимания, передаче в Верховный Совет. Иначе, если каждый из депутатов предложит собственную модель хозрасчета, исходя из того, как он понимает хозрасчет, то закон не будет работать. Поддержал его по части процедуры прохождения пленарной поправки и депутат С. Б. Станкевич. Внесли свои предложения и депутаты А. А. Денисов, М. Л. Бронштейн. А Н. И. Рыжков, не возражая против предлагаемых в законопроекте положений, указал на необходимость резюме в конце документа: все эти положения не должны вступать в противоречие с законами СССР.
Я уверен, сказал М. С. Горбачев, нам такой закон нужен, который продвигал бы нас по пути экономической реформы и по пути наполнения нашей федерации новым содержанием. То, что представлено сегодня комиссиями, и то, что правительство внесло дополнительно, в целом отвечает интересам федерации. Мы не продвинемся, если не будем переступать через прошлый опыт, идти к новому опыту и накапливать его, открывать возможности поиска.
На голосование ставятся поправки, предложенные правительством. И за каждую из них участники сессии голосуют отдельно. А за принятие проекта в целом голосование приходится вести поименно — таково требование большинства депутатов. Результаты тут такие: за — 296, против —67, воздержались — 37. Голоса в таких случаях подсчитываются раздельно по палатам.
Затем участники сессии вернулись к проекту Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Казалось, сил для новой дискуссии уже нет ни у кого. И тем не менее острые споры начались сразу же. Горячо отстаивали свою точку зрения депутаты В. Г. Ардзинба, В. Д. Юдин, Д. Н. Кугультинов, Ю. Д. Черниченко, И. X. Райг, Л. А. Арутюнян и другие. Порой председательствующему Е. М. Примакову приходилось напоминать о культуре парламентских дебатов.
Конечно, проект имеет определенные издержки и недочеты, однако принять его в первом чтении можно, он достаточно готов для этого — таково было мнение депутата А. М. Емельянова. После принятия его следует опубликовать для всенародного обсуждения. Что же касается замечаний, которые здесь звучали, то эти замечания можно учесть еще до публикации и уж тем более — потом. Ведь предстоит еще второе чтение и утверждение законопроекта. Нужно спокойно, в деловой обстановке довести начатое дело до логического завершения.
В конце концов, призывы людей, тесно связанных с сельскохозяйственным производством, возымели действие. 332 депутата (при 21 —против и 15 воздержавшихся) проголосовали за то, чтобы законопроект был принят в первом чтении, оперативно доработан и уже вскоре опубликован. Учитывая, что в ходе обсуждения вносились альтернативные проекты, председательствующий Е. М. Примаков предусмотрел и такой вариант: если в согласительной комиссии не удастся достигнуть консенсуса, будут опубликованы и другие варианты проекта.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий