ПОД СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

24 января заканчивается выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР — первый этап избирательной кампании. Со следующего дня начинается новый, который продлится до 23 февраля. Этап не менее ответственный и уж, конечно, не менее решающий. Это РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ СССР по территориальным и национально-территориальным округам.
...Я представляю, что кто-то из подписчиков, прочитав предыдущие фразы, отбросит газету и если не скажет, то в сердцах подумает, что ему в очередной раз вещают нечто далекое от его интересов. Какая там, подумает, важность очередного этапа, тут бы мясо да мыло найти! Запишут кому надо, кого следует и куда положено. Мы-то здесь, скажет, при чем?
Вот это и есть счастье управляющей системы — политическое безразличие управляемой массы! Хорошую одежду себе и детям достать — важно. За продуктами из Ярославля в Москву не ездить — нужно. А кого куда от нашего имени выдвинут иль задвинут —значения для нашей повседневной жизни не имеет. Ах ты, заблуждающийся мой соотечественник! Сколько ж времени и как надо было вытравливать из нас с тобой общественное осязание, чтоб мы перестали даже ощущать столь явную и неразрывную связь одного с другим. Хорошая колбаса и не оскорбляющая человеческое достоинство одежда, как и многие другие приметы нормальной жизни, появятся только в том случае, если у власти повсеместно закрепятся страстно жаждущие перемен действительно народные избранники. Особенно это касается вершины власти — Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета страны. А пройти туда можно лишь через «ворота» нынешней избирательной кампании.



Впрочем, и не пройти — тоже через них. Реалии первого этапа уже дали свою долю примеров. Однако самый драматичный и напряженный период — это, пожалуй, тот, что начинается в среду, 25 января. Именно в течение предстоящего месяца, прежде чем зарегистрировать выдвинутых кандидатов, окружные избирательные комиссии в соответствии с принятым недавно законом имеют право провести окружные предвыборные собрания и на них определить, кто будет допущен к дальнейшей борьбе. Лишь в том случае, когда в округе не больше двух кандидатов, комиссии такого права лишены и собрания не проводятся.
Надо сказать, что если другие этапы кампании определены законом более или менее четко, а потому могут в значительной мере контролироваться избирателями, то «технология» проведения окружных собраний весьма приблизительна. Отсюда — возможность произвольного толкования, а значит — нарушений избирательных прав граждан. Чтобы такое свести до минимума, разъяснения Центральной избирательной комиссии о порядке подготовки и проведения собраний детально объясняют некоторые из «не прописанных» в законе ситуаций, дают конкретные рекомендации по ведению собрания, его регламенту, протокольной части.
Все это позволяет участникам предвыборного собрания, а с ними и всем остальным гражданам держать во избежание недоразумений работу окружной избирательной комиссии под контролем. Однако кое-что, причем далеко не второстепенное, по-прежнему отдается только на самостоятельное «прочтение» избирательной комиссии. Ну, хотя бы такой момент. Комиссия (а не надо забывать, что это всего полтора десятка человек из четверти миллиона, а то и значительно большего количества граждан) лишь по своему усмотрению выбирает помещение, где будет проводиться собрание. Отсюда начнет складываться количество участников, нормы представительства... Ведь можно выбрать зал на тысячу мест, а можно — на 200—300. Надо ли объяснять, насколько легче в последнем случае подобрать «нужных» участников собрания, чтобы их руками отбросить «ненужных» кандидатов?
Дальше. О времени и месте собрания, о порядке регистрации участников комиссия должна заблаговременно известить трудовые коллективы, общественные организации, избирателей. Но что значит «заблаговременно»? Это могут быть и 2—3 дня, и 2—3 недели. На усмотрение комиссии. Однако такая «свобода действий» чревата серьезными последствиями. Ведь представителей на окружное собрание, то есть тех, кто должен будет решать судьбу кандидатов, а значит, и состав завтрашней верховной власти, могут делегировать как собрания трудовых коллективов, так и их советы, а то и вообще узкий круг лиц. Поэтому «заблаговременность», хотя бы за две недели (тем более что времени достаточно), поможет отобрать для участия в столь ответственнейшем деле как можно больше истинных приверженцев перестройки.
Разумеется, в коротких заметках трудно обозначить все возможные препятствия, о которые может споткнуться ход избирательной кампании. Ведь права окружным комиссиям даны большие, но в некоторой мере не конкретные. Тем внимательнее должны быть мы с вами, товарищи избиратели, дабы эти права были использованы только во благо перестройки.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий