Потенциальныевозможности общественной системыуправления НТП

Однако в целом потенциальные возможности этой общественной системы управления НТП используются явно недостаточно. И здесь сказываются два важнейших фактора.

Возрождающееся общественное движение научно-технической интеллигенции находится в стадии становления. Оно только освобождается от психологии социального конформизма и, естественно, переживает трудности роста. С другой стороны, в органах государственной власти еще далеко не преодолены сформированные в недрах административно-командной системы традиции снисходительно-пренебрежительного отношения к общественному мнению вообще и к предложениям


научно-технической общественности, в частности. Аппарат по-прежнему часто рассматривает их как второстепенные дополнения к разрабатываемым им самим решениям.

Государственная политика в сфере НТП — это прежде всего политика приоритетов. Осуществленная в 1989 году концентрация бюджетных ассигнований и средств министерств и ведомств на приоритетных направлениях НТП не внесла качественных изменений в развитие науки и техники и не устранила многочисленных пороков сложившейся в прошлом практики определения приоритетов.

На наш взгляд, в этой сфере необходим комплекс реформ, включающий:

а) передачу в компетенцию законодательной власти определения состава государственных заказов на наиболее крупные исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Выбор приоритетов в этом случае должен производиться исходя из проектируемых бюджетных ассигнований на основе альтернативного выбора. Необходимо, чтобы стадии собственно парламентских слушаний предшествовала процедура широкого общественного обсуждения предложений к составу государственных заказов. Учитывая, что сегодня в общественном сознании сформировано весьма скептическое отношение к аппарату, целесообразно придать этим обсуждениям заведомо общественный статус, не исключая, разумеется, исполнительные органы власти из процессов подготовки конкретных предложений для законодателя;

б) конкурсное размещение центральными ведомствами госзаказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К соисканию в конкурсе допускаются предприятия, организации, отдельные коллективы и их добровольные объединения, ассоциации. Причем по мере укрепления рыночных отношений в сфере прикладной науки и техники государственный заказ должен все больше приобретать форму государственной финансовой поддержки тех исследовательских и проектных организаций, которые в рамках определенных законодателем приоритетов достигли реальных результатов, финансируя исследования за счет собственных средств;

в) центральные органы исполнительной власти несут всю полноту ответственности перед законодателем за оптимальное расходование бюджетных ассигнований на развитие науки и техники. Их отчеты по этим вопросам также подлежат общественному обсуждению. Следует вывести Государственный банк СССР из прямого подчинения органам исполнительной власти, сделав его подотчетным исключительно законодателю. Тем самым будет создан механизм финансового контроля за деятельностью правительства.

Важнейшим рычагом экономического регулирования деятельности организаций сферы науки и техники становится система их налогообложения.
Входные двери в Долгопрудном

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.