Процессы духовной деятельности людей

К. Маркс отмечал, что «в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т. е. сам человек в его общественных отношениях». Следовательно, общественный процесс производства охватывает не только материальное, но и духовное производство. Очень важно подчеркнуть, что Маркс различал два типа, два процесса духовной деятельности людей: с одной стороны, процесс образования представлений, мышление, духовные аспекты общения людей как духовные компоненты повседневной жизни; с другой — производство идей, научных теорий, идеалов, которые реализуются определенными общественными учреждениями. Духовное производство включает в себя «...как идеологические составные части господствующего класса, так и свободное духовное производство данной общественной формации». Идеи и представления только тогда становятся общественно значимыми, когда они как теории и политические программы «материализуются», становятся фактами реальной жизни. Вне сознания и деятельности человека общественное развитие невозможно. Исследование сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека.


Сознание классов, его ядро — идеология, выступает той идеальной силой, которая непосредственно побуждает классы на определенные общественно значимые действия. Познание идеологии класса дает ключ к пониманию характера этих действий.
В процессе идеологической деятельности осуществляется взаимное проникновение и взаимодополнение духовно-теоретической и духовно-практической деятельности. Непосредственным результатом идеологического воздействия выступают духовные образования, которые, естественно, не являются конечным продуктом, а служат средством изменения мира. Личности, коллективы, общество, овладев новыми духовными богатствами, становятся иными, изменяют свое отношение к миру, обществу, что выражается не только в духовно-теоретическом, но и в предметно-практическом действии. Идеологическая деятельность, идеологический процесс представляют собой органическое единство духовно-теоретической и духовно-практической деятельности. Различие между этими двумя компонентами могут быть выделены в ходе логического анализа, необходимого для адекватного понимания сущности идеологии, ее роли в жизни общества. Духовно-теоретический аспект идеологии состоит в производстве новых идей, представлений, взглядов, оценок, преодолении старых идей, переставших соответствовать потребностям общества в современных условиях. В данном случае речь идет об идеальном продукте идеологической деятельности.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.