«Репортаж из Чернобыля»

В марте 1988 года редактор специального отраслевого журнала «Ньюклеар инжиниринг интернэшнл» Джеймс Варли (Великобритания) поместил в своем издании большую статью, в которой поделился впечатлениями о посещении 30-километровой зоны Чернобыльской атомной электростанции. В отличие от остальных публикаций он затронул вопросы будущего станции, «зоны» и проблемы преодоления возможных тяжелых последствий аварий. Будучи специалистом в области атомной энергетики и ее сторонником, он очень серьезно относится к проблеме безопасности реакторов (кстати, это именно та узкая область, в которой он работает). И как специалист, хорошо понимающий суть проблемы, он связывает чисто технические вопросы с гуманитарными — ведь область обмена информацией, техникой, взаимное участие в проектах неизбежно предполагают связи, контакты граждан разных стран. Опыт Чернобыля — это сейчас тот драгоценный капитал, который не должен быть растрачен бесцельно. Он должен стать достоянием всех. Итак, Джеймс Варли, «Репортаж из Чернобыля». ...Движение на дорогах вокруг станции бывает очень напряженным. Транспорт, перевозящий посетителей внутри 30-километровой зоны, всегда эскортируется милицейской машиной с проблесковыми сигналами — после того как итальянский режиссер был ранен в автомобильной аварии.



Отдел информации и международных связей искусно предвосхищает вопросы гостей.
Обмен информацией. Русские хотели, чтобы мы поняли: суть их деятельности в области обмена информацией состоит в том, чтобы из аварии — раз уж она случилась — была извлечена польза.
«Комбинат» обсудил с гостями из Японии возможности обмена передовой компьютерной техникой, но это вошло в противоречие с обеспокоенностью на Западе по поводу чувствительных технологий.
Как результат концентрации возрастающего советского опыта создается новое специализированное предприятие, названное «Спецатом». Оно использует дезактивированные здания в эвакуированном городе Припяти, где прежде проживали многие из персонала станции.
Одно из назначений «Спецатома» — «оказывать помощь в случае аварии на атомных станциях». Другое — оценить технику, которая может быть использована в таких чрезвычайных ситуациях (например, роботы или защитная одежда). Эта организация занимает сейчас совершенно уникальное место в такой деятельности в свете беспрецедентной степени практического опыта, приобретенного в работе в условиях реальной ядерной аварии. Роботы, как советские, так и зарубежные (например, из Федеративной Республики Германии), как оказалось, повели себя весьма обескураживающе в операциях по разведке и дезактивации в Чернобыле. В частности, им трудно было преодолеть крайне сложную конфигурацию разрушенной атомной станции. Кроме того, высокие гамма-поля выводили из строя бортовую электронику, причем сообщалось, что некоторые машины совершили «самоубийства» — прыгнув со зданий.
На советских людей, совершенно очевидно, не произвела впечатления практичность защитной одежды, которую они испытали. Один костюм (западного производства) вызвал лишь смех у людей, знакомых с реальными условиями работы на ЧАЭС после аварии.
Однако сейчас они говорят, что в СССР «решена проблема производства специального снаряжения для работы в условиях крупных ядерных аварий».

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий