Теории «технодемократии»

Вариантами неолиберальных концепций стали также теории «технодемократии», и прежде всего концепция «компьютерной демократии», или, как ее еще именуют в буржуазной литературе, теория «динамической демократии» 36. Как известно, заметную роль в общественной жизни современного Запада играют опросы общественного мнения по проблемам социального развития и текущей политики. С точки зрения теоретиков «компьютерной демократии», регистрация колебаний в общественном мнении при помощи новейших технических средств представляет собой кардинальный метод демократизации политической системы капитализма, ибо это якобы обеспечивает принятие демократических решений. Выступая с такого рода утверждениями, они игнорируют тот факт, что характер принимаемых решений в классовом обществе определяется в конечном счете классом, обладающим политической властью. К тому же новейшие электронные средства используются в империалистических государствах отнюдь не для принятия «демократических решений», а в совершенно противоположных целях: для организации тотальной слежки, и в первую очередь за прогрессивно настроенными гражданами.


В данной связи небезынтересно отметить следующий факт. Как писал журнал «Шпигель», в электронных накопителях разведывательных служб ФРГ собраны данные на 8 —9 млн. человек, т. е. практически на каждого пятого взрослого гражданина страны. Мощность же созданной системы компьютеров технически позволяет осуществлять «полный политический контроль за всем народом»
Близка по смыслу к «компьютерной демократии» и концепция «телевизионной демократии». Ее авторы исходят из того, что широкое развитие телевидения дает якобы возможность всем гражданам в капиталистических странах принимать активное участие в обсуждении существенных государственных вопросов и даже оказывать чуть ли не определяющее влияние на их решение. В подтверждение этой позиции они ссылаются на то, что в телепрограммах участвуют политики, ученые, представители «групп интересов», а телезрителям гарантируется «прямое участие» благодаря возможности присылать в телекорпорации свои отклики на те или иные передачи. При этом игнорируется реальное положение трудящихся в капиталистических странах, где всевластие монополий исключает возможность решающего влияния масс на государственную политику.
Для современных «плюралистических» концепций демократии, широко распространенных на Западе, характерно стремление подвести под утверждение о «преимуществах» буржуазной демократии философскую базу. Политический процесс в этих концепциях сводится к эволюции и «социальному конфликту» в условиях существования множественности «политических групп», разделяемых «конфликтом интересов». Разумеется, речь идет не о действительных классовых конфликтах, а об их маскировке. Анализ власти монополистического капитала и ее классовой противоположности интересам пролетариата и других социальных общностей трудящихся империалистические идеологи подменяют рассуждениями о «групповой конкуренции» как об одной из важнейших закономерностей политического процесса в капиталистическом обществе.
Особенно большое внимание сторонниками «плюралистических» концепций уделяется апологии частного предпринимательства и частной собственности, рыночной экономики, которые рассматриваются как обязательный признак демократической структуры общества, попыткам в этой связи скомпрометировать социалистическую демократию.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.