Мировоззрение в одной статье.

Летом 1976 г., когда в США праздновали 200-летие американской буржуазной революции, Бжезинский опубликовал в журнале «Форин полней» программную статью «Америка во враждебном мире» — главу из написанной им книги под тем же названием, которая так и не вышла в свет, так как ее автор вскоре оказался в Белом доме, а высказанные
им в качестве частного лица взгляды звучали чересчур откровенно для государственного деятеля. Тем больший интерес представляют тогдашние рассуждения профессора, который, по существу, изложил в этой работе свое мировоззрение. В первых строках статьи Бжезинский откровенно признает: «Двести лет спустя после рождения первой нации, провозгласившей принцип независимости, появился мир, основанный на самоопределении и вызывающий тревогу и страх у той самой нации, которая внесла прямой вклад в формирование этого мира. Более того, возникла перспектива изоляции Америки, окруженной враждебным миром... Глобальное соотношение сил начинает благоприятствовать политическим системам, которые философски, культурно, этнически и расово отдалены от американского прецедента, а процесс перераспределения силы угрожает новыми формами насилия.


Все это вызывает неуверенность в самой Америке относительно направления глобальных перемен и впечатление, возникшее во многих частях света, что Америка настроена против таких перемен».
Соединенные Штаты, два столетия тому назад ставшие символом не только нового капиталистического, но и республиканского общества, ныне действительно ассоциируются во всем мире с самой оголтелой реакцией, с мировым жандармом, борющимся против сил социального прогресса и национального освобождения.
Бжезинский констатирует «широко распространенный за рубежом взгляд, что внешняя экспансия американского бизнеса, особенно многонациональных компаний, представляет собой новую форму американского политического и экономического империализма»2. Конечно, автор отрицает империалистическую сущность сегодняшних Соединенных Штатов. Но он не может не признать, что во всем мире наметилась «общая тенденция, которая расходится с американской смесью частного предпринимательства, корпоративного владения и непрямого правительственного контроля». Бжезинский указывает на мрачную перспективу: «В американской модели заложена возможность существования капитализма в одной стране». То есть, если в 30-е гг. социализм существовал в одной стране — СССР, то теперь можно представить и обратную ситуацию.
Бжезинский, однако, считает, что «капитализм в одной стране» нереален, поскольку возрастает зависимость США от окружающего мира. Если в 1950 г. лишь 15% американских потребностей удовлетворялось за счет импорта, то в 1970 г.—уже 25 %, а к 2000 г. этот показатель достигнет 60—70%. Сколь долго это может продолжаться?—таков подтекст рассуждений Бжезинского.
Бжезинский утверждал, что отвергает шпенглеровское предсказание о закате западной цивилизации и проповедует «оптимистическое» видение мира. С помощью откровенно пропагандистских трюков он пытался убедить Западную Европу в «бескорыстии» США: «Ныне американское национальное сознание сфокусировано больше на процветании мира, чем на защите простодушными способами американских политических и экономических устремлений». Этот декларативный альтруизм был лишь прикрытием для стратегии обеспечения американского мирового господства. Как писал Бжезинский в статье «Америка во враждебном мире», «прежде всего, жизненно важно помнить, что только сама Америка обладает достаточной силой, чтобы переделать враждебный мир в своих интересах». Более того, сложно повторяя обанкротившиеся тезисы Уолта Ростоу, он обосновывал необходимость политики глобального экспансионизма ради спасения капиталистического общества в самих Соединенных Штатах: «Сомнительно, что в условиях быстро меняющегося мира самоизолировавшаяся Америка (принимая во внимание двойное влияние средств коммуникации и экономики) сможет поддерживать свою собственную внутреннюю стабильность, свои собственные ценности и в конечном счете, вероятно, свою собственную политическую систему». Особую опасность Бжезинский увидел в дезориентации и ослаблении влияния традиционного американского аппарата власти, который испытывает растущую конкуренцию и нуждается во вливании «свежей крови», способной вывести его из тупика. «Эта элита, господствовавшая во внешней политике в течение более чем полувека, дала стране многих ее руководителей, когда Америка пробивалась к мировому величию. Такое руководство основывалось на общих ценностях и твердой государственной поддержке. Эти ценности, хотя их и трудно определить, представляли собой комбинацию традиционной протестантской этики, решительного американского патриотизма, смеси «явного предначертания», вильсо-новского «универсализма» и кейнсианского экономического неолиберализма,— писал он.—...В то же время элита власти, состоявшая из белых англосаксов протестантского вероисповедания, пользовалась узаконенной поддержкой сообщества ориентирующихся на внешний рынок бизнесменов и банкиров и находилась в отношениях симбиоза с ними...».

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.