МОСКВА, 7 ИЮНЯ. КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ

Открывая 7 июня первое совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев приветствовал членов Верховного Совета СССР с началом регулярной работы.
Председательствующий оглашает поступившее на рассмотрение Верховного Совета СССР заявление Совета Министров СССР о том, что в соответствии со статьей 129 Конституции СССР Совет Министров СССР считает свои обязанности исчерпанными и слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР.
Депутаты принимают к сведению заявление Совета Министров СССР.
Согласно Конституции СССР, кандидатура для назначения Председателя Совета Министров СССР представляется Верховному Совету СССР Председателем Верховного Совета СССР.



В соответствии с этим выступил М. С. Горбачев. С Учетом того реального положения, которое занимает в нашем обществе КПСС как правящая партия, сказал он, состоялись консультации с членами ЦК партии относительно кандидатуры на пост Председателя Совета Министров. ЦК КПСС обсудил этот вопрос и поддержал предложение, которое мною было представлено. Оно опубликовано. Опираясь на свое глубокое убеждение и на мнение Центрального Комитета партии (надеюсь, что оно отражает и мнение нашего народа, депутатов), я вношу предложение назначить председателем Совета Министров СССР товарища Рыжкова Николая Ивановича.
К тому, что я сказал депутатам на партийной группе, продолжал М. С. Горбачев, я хочу добавить следующее: предложение кандидатуры Н. И. Рыжкова исходит из нескольких принципиальных соображений. Во-первых: и по своим политическим, и деловым, и человеческим, и нравственным качествам товарищ Рыжков достоин того, чтобы его вновь назначить Председателем Совета Министров СССР.
Во-вторых: в лице товарища Рыжкова мы имеем человека, коммуниста, государственного деятеля, который на переломном этапе развития нашего общества, когда в партии, в целом в обществе мы пришли к необходимости осуществления перестройки, обновления социалистического общества, принципиально привержен этому курсу, стоит на твердых, принципиальных позициях. Он — убежденный сторонник политики перестройки и обновления нашего общества. И все, что сделано за последние годы для того, чтобы развернуть эти процессы, в значительной мере связано с его личным вкладом. Здесь, видимо, большое значение имеет то, что Н. И. Рыжков хорошо представляет ситуацию в стране, поскольку вся предшествующая его жизнь позволяет видеть, в каком состоянии находится страна.
Значительную часть своей жизни Н. И. Рыжков был связан непосредственно с работой в промышленности. Был на рядовой работе, затем пять лет — главным инженером «Уралмаша», пять лет — генеральным директором «Уралмаша». Затем работал в Министерстве тяжелого и транспортного машиностроения, четыре года был первым заместителем председателя Госплана СССР, затем работал в Центральном Комитете КПСС. Так что у него была возможность накопить опыт, сформировать свое понимание процессов, происходящих в нашем обществе. И результатом этого опыта стало горячее желание Н. И. Рыжкова принять активное участие в разработке я реализации политики перестройки. В лице товарища Рыжкова, я хочу подчеркнуть это, мы имеем человека, приверженного курсу на перестройку. Это немаловажно.
Перестройка наша не пойдет, если в ней не будут развертываться, планомерно охватывая все сферы жизни нашего общества, процессы демократии. В лице Л, И. Рыжкова мы имеем человека, руководителя демократичного. Все, что сделано в стране в плане развития демократии, гласности, развертывания политического процесса, политической реформы, все выработанные перестройкой новые подходы Николай Иванович принципиально разделяет. И это наложило свой отпечаток на разработку документов, относящихся к экономике. Главный стержень предложений, документов, относящихся к сфере экономики,— это все-таки демократизация.
Демократичность Н. И. Рыжкова проявилась и в том, что он активно выступает за децентрализацию экономики при, естественно, сохранении ключевых позиций за центром, с тем чтобы гармонизировать наши отношения в Союзе, в нашем сложном народнохозяйственном комплексе. Уже многие документы на этот счет разработаны, другие — готовятся. Эти документы касаются республик, их самостоятельности, наполнения их суверенитета реальным содержанием. Они касаются местных Советов, а это тоже очень важный момент, без него ни о какой власти Советов не может быть и речи. Николай Иванович не только разделяет такой подход, но и возглавляет работу по подготовке этих документов.
Характеризуя таким образом товарища Рыжкова, продолжал М. С. Горбачев, я вместе с тем хочу сказать (и об этом я уже говорил в докладе), что далеко не все сделано так, как было задумано. Более того, допущены серьезные просчеты. Но мне кажется, даже это позволяет говорить, что для всех нас — и для правительства в первую очередь, это повод для серьезных уроков, для того, чтобы на будущее выработать такие подходы и такие решения, которые бы снимали накопившиеся проблемы уже в ходе перестройки, устраняли просчеты и выводили нашу экономику на дорогу развития.
Н. И. Рыжков — человек самокритичный, по-партийному относится к результатам деятельности правительства. Сейчас важно нашим доверием, доверием Верховного Совета подкрепить доверие ЦК КПСС, назначить его Председателем Совета Министров и тем самым дать возможность развернуть дальше планы, которые у него есть, исправить то, что было упущено, извлечь уроки из прошлого.
Затем Н. И. Рыжков ответил на многочисленные вопросы депутатов. Они касались разных аспектов деятельности как правительства, так и самого кандидата на пост Председателя Совета Министров. Задавались, например, такие вопросы: какие серьезные ошибки были допущены' правительством, на взгляд Н. И. Рыжкова, за последнее время, улучшится ли экономика страны в течение ближайшего года, как относится кандидат на пост премьера к идее республиканского хозрасчета, разделяет ли Н. И. Рыжков увлечение некоторых стратегов экономики гигантоманией, что будет предпринято для улучшения жизни низкообеспеченных граждан и т. д.
Пожалуй, один из наиболее волнующих большие массы людей вопросов — это повышение жизненного уровня малообеспеченной части нашего народа. А таких, как явствовало из ответа Н. И. Рыжкова, немало. 43 миллиона человек, или 15 процентов населения страны, живут за чертой бедности. Это те, кто имеет на одного человека меньше 75 рублей в месяц.
Затем участники заседания перешли к обсуждению кандидатуры Н. И. Рыжкова на пост Председателя Совета Министров СССР. В обсуждении приняли участие депутаты: Друзь П. А., Комаров Ю. Т., Милосердный А. К., Игитян Г. С, Трефилов В. И., Лубенченко К. Д., Исмаилов Т и другие.
Выступающие не только поддерживали кандидатуру Н. И. Рыжкова. Например, неудовлетворенность ходом обсуждения кандидатуры будущего Председателя Совета Министров СССР высказал депутат Чабанов А. И. Его не устроило, в частности, в ответах на вопросы депутатов отсутствие гарантий на быстрое улучшение экономического положения в стране. Правительство даже забыло, заявил оратор, о факторе ускорения, утешая нас тем, что в текущей пятилетке сохранятся не только ныне действующие законы, но и неблагоприятные тенденции.
Депутат Саунин А. Н. высказался по порядку обсуждения, заявив, что для дебатов по такому важному вопросу, как рассмотрение программы правительства и его состава, Верховному Совету СССР следовало бы уделить больше времени, и предложил тем, кто торопится, покинуть зал.
Ряд депутатов выступил затем с краткими репликами по процедурным вопросам.
Затем на голосование ставится вопрос о назначении Н. И. Рыжкова Председателем Совета Министров СССР Члены обеих палат Верховного Совета СССР большинством голосов при 9 «против» и 31 воздержавшемся проголосовали за назначение Рыжкова Н. И. Председателем Совета Министров СССР. Ему поручено представить Верховному Совету СССР предложения о составе Совета Министров СССР.
Верховный Совет СССР поручил Совету Министров СССР продолжить выполнение своих обязанностей впредь до образования Верховным Советом СССР нового Совета Министров СССР.
В ответном слове Н. И. Рыжков поблагодарил депутатов за ту поддержку, которую оказали ему, назначив на пост Председателя Совета Министров СССР, заверил, что приложит все силы, чтобы решить те проблемы, которые стоят перед страной.
После перерыва сессия Верховного Совета СССР продолжила работу. Был рассмотрен вопрос о председателе Комитета народного контроля СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачев рекомендовал на этот пост нынешнего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Г. В. Колбина.
Началось обсуждение кандидатуры Г. В. Колбина. В ходе его было высказано много критических замечаний как в адрес претендента, так и по поводу безальтернативности выбора на столь ответственный пост. Некоторые депутаты в связи с этим предложили М. С. Горбачеву рассмотреть в качестве другого кандидата на пост председателя КНК СССР Б. Н. Ельцина.
Развернулись горячие дискуссии по этому вопросу. В конце дебатов слово взял Б. Н. Ельцин. Он высоко оценил деловые и человеческие качества Г, В. Колбина и высказал согласие с предложенной М. С. Горбачевым кандидатурой на пост председателя Комитета народного контроля СССР. При открытом голосовании подавляющим большинством голосов Верховный Совет СССР избрал Г. В. Колбина председателем Комитета народного контроля СССР.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий