План Роджерса.

В этих условиях вновь стал выдвигаться «план Роджерса». Речь шла о попытке Соединенных Штатов дать толчок такому «урегулированию» ближневосточного конфликта, которое было бы выгодно исключительно Вашингтону и Тель-Авиву. Тем временем обстановка на египетско-израильском фронте накалилась до предела.
Заявление 7 августа 1970 г. о прекращении огня не привело к продолжению дипломатической инициативы США в рамках «плана Роджерса». Одной из основных причин этого был отказ Израиля от участия в переговорах под предлогом «нарушения соглашения о прекращении огня». Хотя США первоначально не поддержали этот тезис, позднее Вашингтон согласился с Тель-Авивом. Американские правящие круги не желали идти на реальные шаги, которые могли бы привести к всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта. СНБ 10 июня 1970 г. формально одобрил «план Роджерса», однако фактически на обсуждении восторжествовала линия Г. Киссинджера. Помощник президента на этом заседании впервые в развернутом виде изложил тезисы, которые позднее легли в основу политики «частичных соглашений шаг за шагом», которую Вашингтон принял и стал активно проводить три года спустя.


О «плане Роджерса» забыли...
В своих мемуарах Киссинджер пишет: «Я предложил следующий подход: мы должны заявить Насеру, что только США могут добиться отвода израильских войск; все другие пути будут иллюзорными... Но мы можем призвать Израиль к уходу только в таких условиях, когда Израиль будет в безопасности благодаря существенным американским военным поставкам, а Египет будет готов вести переговоры о деталях мирного урегулирования».
Оценивая внутреннюю борьбу в администрации по вопросам ближневосточной политики, Киссинджер писал: «Формально споры сконцентрировались на вопросе, бывшем по существу фальшивым: должны ли мы искать «политическое решение» или проводить курс на «конфронтацию с СССР»?..» Сам Киссинджер открыто заявил 26 июня 1 970 г.: «Мы пытаемся достигнуть урегулирования таким образом, чтобы укрепились умеренные, а не радикальные режимы».
Подобный подход, естественно, исключал возможность справедливого и прочного всеобъемлющего Урегулирования на Ближнем Востоке. Более того, он был направлен даже против сохранения видимости «сбалансированной» политики США в отношении арабо-израильского конфликта. Линия Г.Киссинджера предусматривала демонстративную поддержку Израиля. В свою очередь, правящие круги Тель-Авива полностью сохраняли свою проамериканскую ориентацию.
В преддверии избирательной кампании 1972 г. Р. Никсон всячески стремился укрепить отношения с влиятельной националистической верхушкой еврейской общины. На инструктаже для 100 с лишним Редакторов еврейских газет, проведенном администрацией в Белом доме в начале 1972 г., было заявлено, что ведущую роль в проведении ближневосточной политики играл не Дж.Сиско, а ряд правительственных деятелей еврейского происхождения, в том числе помощник президента по национальной безопасности Г.Киссинджер. Все чаще в проблемах Ближнего Востока Р.Никсон выдвигал вперед Г.Киссинджера, который к этому времени приобрел большую популярность и в еврейской общине США, и в самом Израиле.
«Провал временного соглашения по Суэцкому каналу (о международном судоходстве по каналу) покончил с ведущей ролью Роджерса и Сиско в ближневосточной политике. Теперь при любых американских шагах дело находилось в руках Никсона и Киссинджера»,— отмечает У.Куандт. Братья Калб следующим образом описывают выдвижение Г.Киссинджера на первый план: «Когда во второй половине 1971 г. Роджерс стал нажимать на Рабина в пользу «односторонних уступок» на проходивших в то время переговорах о временном соглашении по открытию Суэцкого канала/ угрожая даже на короткое время задержать поставки реактивных самолетов, то в это дело вмешался Киссинджер. В конце года, когда спор между Роджерсом и Рабином оказался на страницах газет и стал создавать проблемы для национального комитета республиканской партии, Киссинджер получил разрешение президента заверить Рабина в том, что поставки самолетов будут продолжены, а нажим государственного департамента будет прекращен. Это вмешательство подготовило почву для визита Голды Меир в Белый дом в начале декабря и создало условия для благожелательного отношения Израиля к избирательной кампании президента в 1972 г.».
14 октября 1971 г. У.Роджерс выступил со своей последней инициативой, предложив провести египетско-израильские переговоры через «посредника», роль которого предназначалась Дж.Сиско. Однако Тель-Авив отнесся к этому предложению без энтузиазма, потребовав новых самолетов и политических заверений. 1 ноября США и Израиль подписали секретный меморандум, в котором было зафиксировано американское согласие помочь Тель-Авиву наладить собственное производство некоторых видов военной техники.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.