Высшее и среднее специальное образования.

Проводимая перестройка высшей и средней специальной школы, укрепление интеграции народного образования с наукой и производством призваны стать действенным фактором интенсификации экономики, ускорения научно-технического прогресса, повышения интеллектуального потенциала общества, подъема культурного уровня советских людей.
Комплекс важных мер предстоит осуществить в связи с углублением перестройки высшего и среднего специального образования. В последние годы, как отмечается в «Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране», рост выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Серьезно отстает материальная база высшей школы. Нуждается в значительном улучшении использование инженерно-технических кадров.
В Украинской ССР наблюдается устойчивая тенденция к увеличению выпуска специалистов со средним и с высшим образованием. Если в восьмой пятилетке ежегодно вузы заканчивали 98,3 тыс. человек, а средние специальные учебные заведения — 176,1 тыс., то в одиннадцатой — соответственно 149,7 и 235,3 тыс. Изменяются и пропорции подготовки кадров.



Развитие высшей школы сопровождается повышением роли университетов как учебно-методических и научных центров. Ныне университеты готовят более десятой части специалистов, примерно треть кандидатов наук, проводят основную часть вузовских фундаментальных исследований.
С открытием новых вузов и факультетов расширились возможности для получения высшего образования у большой массы населения, проживающей в отдалении от крупных городов. С 1960 г. общая численность студентов возросла более чем вдвое.
Растет насыщенность отраслей народного хозяйства специалистами. В настоящее время каждый четвертый труженик республики имеет диплом о высшем или среднем специальном образовании. В последние годы особое внимание уделяется подготовке специалистов по приоритетным направлениям. Таким, как автоматизированные производства, позволяющие повысить производительность труда в 3—5 раз, робототехника, электроника и т. д.
Многие высшие и средние специальные учебные заведения в своих мастерских производят продукцию, нужную народному хозяйству. Так, учащиеся Запорожского индустриального техникума изготавливают детали для мощных трансформаторов, создаваемых на базовом Запорожском трансформаторном заводе, комплектующие детали — для электронагревательных приборов, выпускаемых производственным объединением «Преобразователь», слесарный инструмент для объединения «Запорожавтосервис». В среднем за год изготавливается товарной продукции на 150 тыс. руб., что позволяет укреплять материальную базу техникума. Но главный эффект все же заключается в совершенствовании качества подготовки будущих специалистов.
В документах XXVII съезда партии и февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС указано на необходимость серьезной реорганизации средней специальной и высшей школы. В качестве главной выдвинута задача — повысить качество подготовки специалистов на основе интенсификации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, усиления его коммунистической направленности. Признано необходимым также активнее формировать гибкую систему подготовки кадров, обеспечивающую своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства в специалистах различного профиля и отвечающую требованиям научно-технического прогресса, радикальной реформы экономики, демократизации общества и развития самоуправления.
В условиях современного производства принято считать оптимальным соотношение между численностью специалистов со средним и высшим образованием 3:1. В нашей же республике оно составляет 1,3: 1. В ряде отраслей недостаточен уровень обеспеченности специалистами со средним образованием. Так, на промышленных предприятиях на одного техника приходится в среднем 4 инженера, в строительных организациях — 5. Это обусловливает необходимость изменения пропорций в подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Достигнутые успехи в подготовке специалистов требуют рационального их использования в народном хозяйстве. В настоящее время, как свидетельствует статистика, около 15 % специалистов со средним образованием занимают должности, не требующие особых профессиональных навыков и глубоких знаний. Значительная часть работников с высшим образованием также используется не по назначению. В то же время в целом по стране из 5,4 млн. работников, занимающих должности инженеров (кроме главных), только 46 % имеют инженерное образование. Около 30 % этих должностей замещены техниками.
Требуют своего решения проблемы укрепления учебно-материальной базы вузов и техникумов. Застойные явления последних лет коснулись и этой сферы. Нынешняя обеспеченность высшей школы страны площадями для осуществления учебного процесса едва превышает 60 %. Вузы республики обеспечены электронно-вычислительной техникой менее чем на треть оптикой — на четверть, контрольно-измерительными приборами — на 40%. На каждого студента в СССР приходится вузовского оборудования на 2300 руб., тогда как в Стэнфордском университете (США) неизмеримо больше.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий

Вы должны войти для комментирования.